
Кабельный ликбез №3
В прошлой статье мы с вами разобрались в том, что для производства межблочных кабелей достаточно двух проводов в виде пары, двух проводов в виде коаксиального (соосного) кабеля или двух проводов под общим экраном.
Если использовать двух контактные разъёмы типа RCA для распайки одного провода на «плюс» разъёма, а второго на «землю», то мы получим небалансный аудио межблочный кабель. Его можно улучшить, задействовав общий экран (если имеется), который следует припаять с одной стороны кабеля на «землю» разъёма. Таким образом изготовлены все даксовские R100/R109/R101/R89/R86 и R69 небалансные межблоки.
Для изготовления балансных кабелей обязательно нужны три проводника и соответствующий разъём, обладающий тремя контактами. Самым популярным балансным разъёмом является трех-контактный XLR. Для распайки балансных межблоков достаточно трех проводов или двух плюс общий экран, который выступит в роли третьего провода.
Во многих компонентах присутствуют оба типа соединения: на ряду с RCA разъёмами на задней панели можно также обнаружить балансные XLR разъёмы. Выбирайте сами, что вам больше нравится! Возникает вопрос: для чего было придумано балансное соединение, и откуда оно пришло в домашнее аудио?
Начнем с того, что любой кабель подвержен электромагнитным помехам. Чтобы отгородиться от наводок инженеры придумали экраны: фольги, плетённые медные сетки и прочее (более подробно о типах помех читайте в этой статье (https://t.me/daxxcables/326)). Экраны стоят денег и удорожают стоимость кабелей, тем более, если нужны большие длины, и кабели часто коммутируются и подвергаются износу.
Такая ситуация возникает на рок-сцене, в концертных залах и прочих местах, где нужно много проводов на короткое время, а после их надо смотать и отправится в тур по стране, где придется еще несколько раз их разматывать и коммутировать. Кроме того, на сцене присутствует множество осветительных приборов и силовых проводов, которые наводят фон на межблоки.
И возникла необходимость придумать особый тип передачи аудио сигнала, при котором обычными дешёвыми проводами без экранов, можно было бы передать аудио сигнал без наводок на большие расстояния (20-30 метров). Немного подумав, инженеры придумали устройство, которое в источнике сигнала разделяет его «плюс» на два «плюса» (или два информационных канала), отличных друг от друга по направленности.
Данный разделенный или симметричный сигнал передается по трем простым проводам (плюс, минус и земля) в усилитель мощности. На входе в усилителе, приёмное устройство обратно «переворачивает» фазу одного из «плюсов» и объединяет его со вторым.
В результате этой инверсии помехи, которые «налипли» на оба информационных сигнала в процессе прохождения по кабелю, «обнуляются». Усилитель после инверсии получает чистый сигнал безо всяких экранов по кабелю длиной в десятки метров! Вот вам принцип балансного подключения простыми словами!
Цифровой аудио сигнал типа S/PDIF, который передаётся по небалансному коаксиальному кабелю можно также преобразовать в симметричный и передать по балансному проводу с применением трех-контактных XLR разъёмов. Такой балансный цифровой кабель называется AES/EBU с импедансом 110 Ом. Максимальная длина такого кабеля может достигать 100 метров.
Какой тип передачи сигнала лучше в домашних условиях, - решать вам, дорогие меломаны! С одной стороны, XLR кабель лучше противостоит помехам, но с другой стороны, для обеспечения балансной передачи требуются дополнительные схемы в приемнике и передатчике сигнала, которые удлиняют тракт и могут породить гул в системе.
Ну а RCA кабели длиной в десятки метров в доме и не нужны, а их двойная защита в виде "фольга+сетка", хорошо справляется с поставленной задачей. Рок-музыкантов, бродящих по сцене и топчущих кабели, в доме не наблюдается; и мощных источников низкочастотных излучений в виде мощных осветителей тоже нет.
Поэтому, тестируйте, господа, проверяйте и сравнивайте RCA с XLR на своей аппаратуре. Однозначного совета дать не могу!
---------------------------
XLR разъём
Этот разъём был изобретен Джеймсом Кэнноном, основателем компании Cannon Electric (Калифорния) на рубеже 1940-х и 50-х годов. Аббревиатура расшифровывается следующим образом:
X – от первоначального названия разъёма Cannon X;
L – от следующей модели Cannon XL, где L означает защелка / latch;
R – определяет появление в разъёме неопреновой изоляции.
По другим источникам XLR означает External Line Return.
Так или иначе, этот разъём, вернее его современная модификация, завоевал значительною долю рынка профессиональных разъёмов для передачи звука, питания компонентов и даже цифровых сигналов (модификация XLD). Количество штырей варьируется от 3 до 10, в зависимости от назначения.
Этот разъём также называют QG (Quick Ground), что означает «быстрое заземление». При включении разъёма, первой контачит «земля», а уже потом, - все остальные разъёмы, что исключает щелчки и фон, в отличие от RCA разъёма.
В домашнем и профессиональном аудио тройной XLR применяется для передачи балансного аудио сигнала, где помимо «земли» нужны два информационных провода с одинаковыми сигналами, но противоположными по направлению. Контакты пронумерованы так:
1— «земля», экран;
2 — «горячий» провод, положительная полярность;
3— «холодный» провод, отрицательная полярность;
Разъём, у которого есть штыри, называется XLR male / папа, а тот, у которого гнезда и защелка – XLR female / мама. В аудиоприложениях принято считать, что сигналы генерируются оборудованием с «папскими» контактами и передаются на оборудование с «мамскими» разъёмами.
Несмотря на отраслевые технические стандарты, по-прежнему существуют некоторые разногласия относительно наилучшего способа использования контакта 1 для заземления.
Основной спорный момент заключается в том, следует ли подключать корпус разъёма к контакту 1 или к экрану, или же его следует оставить незаземлённым. Упомянутые выше стандарты AES рекомендуют никогда не подключать корпуса разъёмов для монтажа на кабеле к контакту 1, поскольку случайное соприкосновение корпуса с другой заземлённой поверхностью во время использования может создать нежелательные пути для тока утечки, что потенциально может привести к появлению гула и других помех (контур заземления).
Трёх контактные разъёмы XLR также используют для подключения активных динамиков к сигналам линейного уровня, применяемым в системах оповещения / public address.
В следующий раз разберем тему кабелей, у которых на одном конце XLR, а на другом RCA.
Кабели XLR-на-RCA
При коммутации балансного с небалансным аудио компонентом, возникает проблема соединения XLR и RCA выходов/входов. Что делать в данном случае?
Правильное решение: для корректного соединения баланса с небалансом, используйте специальные устройства, которые называются BALUN (balanced-to-unbalanced). Эти устройства (коробочки) бывают активными и пассивными.
Для домашнего аудио, у котором межблочные соединения короткие, достаточно пассивного преобразователя. Если надо осуществить коммутацию на музыкальной сцене, где длина кабелей может достигать 50 метров (собственно, для таких длин и придумали балансные линии), применять следует активные коробочки, которые, вдобавок, могут согласовывать импеданс.
Результат: вы сохраняете преимущество балансной линии, которое позволяет предавать линейные сигналы на десятки метров без помех. Вблизи приемника сигнала балансный сигнал редуцируется балуном в небалансный сигнал, и, вы подключаетесь к небалансному входу оборудования короткими RCA кабелями. Проблема коммутации балансного и небалансного оборудования решена.
Решение быстрое (на дому): можно прекратить балансную линию сразу безо всяких устройств, припаяв к кабелю XLR и RCA разъёмы с разных сторон. Балансная линия схлопнется и превратится в небалансную. Преимущества балансной линии будут утеряны. Но что делать, если вам достались разношерстные компоненты, из которых вы пытаетесь собрать сетап?
Это просто выход из сложившейся домашней ситуации, где нет необходимости в длинных кабелях, а компоненты вам достались всякие разные от дальних родственников со всего бывшего СССР. 
Паять нужно строго по схеме, которая приведена выше, иначе можно «поймать» петлю заземления и, соответственно, фон.
Подбирайте компоненты таким образом, чтобы не заниматься скрещиванием ежа с ужом.
Кабели Daxx для данного случая имеют букву X (скрещивание) в артикуле кабеля.
🟡Читайте больше на нашем канале в Телеграм
Оглавление библиотеки Daxx
