Кабельный ликбез №3
В прошлой статье мы с вами разобрались в том, что для производства межблочных кабелей достаточно двух проводов в виде пары, двух проводов в виде коаксиального (соосного) кабеля или двух проводов под общим экраном.
Если использовать двух контактные разъёмы типа RCA для распайки одного провода на «плюс» разъёма, а второго на «землю», то мы получим небалансный аудио межблочный кабель. Его можно улучшить, задействовав общий экран (если имеется), который следует припаять с одной стороны кабеля на «землю» разъёма. Таким образом изготовлены все даксовские R100/R109/R101/R89/R86 и R69 небалансные межблоки.
Для изготовления балансных кабелей обязательно нужны три проводника и соответствующий разъём, обладающий тремя контактами. Самым популярным балансным разъёмом является трех-контактный XLR. Для распайки балансных межблоков достаточно трех проводов или двух плюс общий экран, который выступит в роли третьего провода.
Во многих компонентах присутствуют оба типа соединения: на ряду с RCA разъёмами на задней панели можно также обнаружить балансные XLR разъёмы. Выбирайте сами, что вам больше нравится! Возникает вопрос: для чего было придумано балансное соединение, и откуда оно пришло в домашнее аудио?
Начнем с того, что любой кабель подвержен электромагнитным помехам. Чтобы отгородиться от наводок инженеры придумали экраны: фольги, плетённые медные сетки и прочее (более подробно о типах помех читайте в этой статье (https://t.me/daxxcables/326)). Экраны стоят денег и удорожают стоимость кабелей, тем более, если нужны большие длины, и кабели часто коммутируются и подвергаются износу.
Такая ситуация возникает на рок-сцене, в концертных залах и прочих местах, где нужно много проводов на короткое время, а после их надо смотать и отправится в тур по стране, где придется еще несколько раз их разматывать и коммутировать. Кроме того, на сцене присутствует множество осветительных приборов и силовых проводов, которые наводят фон на межблоки.
И возникла необходимость придумать особый тип передачи аудио сигнала, при котором обычными дешёвыми проводами без экранов, можно было бы передать аудио сигнал без наводок на большие расстояния (20-30 метров). Немного подумав, инженеры придумали устройство, которое в источнике сигнала разделяет его «плюс» на два «плюса» (или два информационных канала), отличных друг от друга по фазе.
Данный разделенный или симметричный сигнал передается по трем простым проводам (два плюса и земля) в усилитель мощности. На входе в усилителе, приёмное устройство обратно «переворачивает» фазу одного из «плюсов» и объединяет его со вторым.
В результате этой инверсии помехи, которые «налипли» на оба информационных сигнала в процессе прохождения по кабелю, «обнуляются». Усилитель после инверсии получает чистый сигнал безо всяких экранов по кабелю длиной в десятки метров! Вот вам принцип балансного подключения простыми словами!
Цифровой аудио сигнал типа S/PDIF, который передаётся по небалансному коаксиальному кабелю можно также преобразовать в симметричный и передать по балансному проводу с применением трех-контактных XLR разъёмов. Такой балансный цифровой кабель называется AES/EBU с импедансом 110 Ом. Максимальная длина такого кабеля может достигать 100 метров.
Какой тип передачи сигнала лучше в домашних условиях, - решать вам, дорогие меломаны! С одной стороны, XLR кабель лучше противостоит помехам, но с другой стороны, для обеспечения балансной передачи требуются дополнительные схемы в приемнике и передатчике сигнала, которые удлиняют тракт и могут породить гул в системе.
Ну а RCA кабели длиной в десятки метров в доме и не нужны, а их двойная защита в виде "фольга+сетка", хорошо справляется с поставленной задачей. Рок-музыкантов, бродящих по сцене и топчущих кабели, в доме не наблюдается; и мощных источников низкочастотных излучений в виде мощных осветителей тоже нет.
Поэтому, тестируйте, господа, проверяйте и сравнивайте RCA с XLR на своей аппаратуре. Однозначного совета дать не могу!