Стерео: неправильное понимание сути эффекта


Стерео: неправильное понимание сути эффекта.
Теория, звуковые системы и проблемы слуха.
 ©1982 Институт Анстендига. Переиздание 1984 года.

Часть 1 

Существует распространённое заблуждение, что добавление стереофонического воспроизведения звука было необходимым и правильным шагом в совершенствовании монофонической записи. 

Считается, что, поскольку мы слышим двумя ушами, звук должен записываться с помощью двух микрофонов, чтобы звучать естественно. Также считается, что стереофония — это естественное, научное явление. Ни одно из этих убеждений не является верным. 

Попытка воспроизвести звук с помощью стереофонического метода — это заблуждение, вызванное логической ошибкой. Запись представляет собой дублирование звуков, а не то, каким образом они слышатся человеком. 

Внедрение стереофонии и ее всеобщее признание привели к замедлению прогресса качества звукозаписи и сохранили общий уровень музыкального восприятия существенно ниже того, который действительно возможен как при записи, так и при живом исполнении музыки.

Классически считается, что слух — самое важное из всех чувств. Из всех пяти чувств слух оказывает самое сильное воздействие. Это главное средство, с помощью которого человечество знакомится с эмоциями и делится ими. 

Сегодня записи — это то, с помощью чего большая часть общества знакомится с огромным разнообразием человеческих переживаний, которые можно передать с помощью звука. Поэтому важно, чтобы общество внимательно относилось к повсеместному использованию стереофонии при воспроизведении звука.

В настоящее время слово «стерео» используется как общее обозначение для всех способов воспроизведения звука. Это заблуждение.

Стерео — это лишь способ достижения эффекта направленности в фонограмме. На самом деле, это один из многих способов создания направленности звука, причём весьма ограниченный. 

Стерео позволяет воспроизводить звук только в фронтальной горизонтальной плоскости, без возможности воспроизведения звуков, исходящих сверху, снизу или сзади, а также без возможности точного воспроизведения глубины. 

Впечатление глубины в стерео возникает из-за произвольного расположения динамиков и слушателя относительно помещения, в котором происходит прослушивание, и в каждой ситуации оно разное. Это форма слуховой иллюзии, а не точное воспроизведение глубины записанного события.

Часть 2 

Пространственные эффекты совершенно не имеют значения и противоречат целям большинства музыкальных произведений, написанных до того, как стереозвук стал популярным.

При оркестровке композиторы прилагали огромные усилия, чтобы создать определённую звуковую окраску путём смешивания и объединения звуков разных инструментов. 

Залы проектировались таким образом, чтобы звуки полностью смешивались, прежде чем достичь слушателя. Когда дирижёр выстраивает свой оркестр, то ему нет необходимости разделять инструменты, расставляя их в разных направлениях.

Даже на большом расстоянии можно различить все звуки оркестра, поскольку они исходят практически из одного направления. Точно так же, если запись такого хорошо сбалансированного исполнения правильно выровнена для соответствия оригиналу, баланс, достигнутый дирижёром, можно услышать в монофоническом режиме без предполагаемой помощи стереофонического «разделения».

Можно предположить, что композиторы знают, как должна звучать их музыка, но изначально стереозвук не производил на них особого впечатления. Вирджил Томсон даже назвал его «технологическим предлогом», дающим звукозаписывающим компаниям «ещё один повод для повторной записи стандартных произведений» . 

Другой композитор упомянул, что стереозвук — это предлог для продажи нового, более дорогого оборудования. Ни один композитор, к которому я обращался или с которым я слушал музыку, ни в малейшей степени не был заинтересован в передаче пространственных эффектов.

Немногие люди не могут концентрироваться более чем на одном деле одновременно. Музыка же состоит из множества элементов, которые происходят одновременно. Даже в одной мелодической линии есть и ноты, и экспрессия, которые нужно осознавать. 

Для всех, кроме очень немногих «одарённых» людей, осознанное восприятие выразительного содержания музыки требует максимальной концентрации, осознанности и самообладания, особенно когда выразительность настолько тонка и деликатна, как это должно быть в большинстве классических произведений. 

Особенно интересно то, что ни способность распознавать тональность (абсолютный слух), ни феноменальная память, которая позволяла ученикам записывать по памяти всё, что диктовал учитель, не помогали им воспринимать выразительное содержание. 

Например, многие дирижёры (и другие музыканты тоже) с потрясающим слухом, позволяющим распознавать ноты и слышать ошибки, были и остаются поразительно неспособными к выразительной интерпретации. 

В большинстве случаев ориентация на информационные (ментальные) аспекты музыки отнимает у них все силы и не позволяет улавливать нюансы выражения. 

Поэтому добавление искусственного информационного материала, такого как пространственные эффекты стереозвучания, будет отвлекать большинство людей от более важных эмпирических аспектов музыки.

Часть 3 

Чтобы понять, насколько точно система воспроизводит пространственные отношения, нужно знать, соответствуют ли эти отношения в точности тем, что были зафиксированы микрофонами во время записи. 

Поскольку головы имеют разную форму, и никто не может находиться в точности на том же месте, что и микрофоны, пространственные эффекты направления, глубины и т. д. будут разными для каждого человека в комнате прослушивания.

Даже звукорежиссёр, который слушает музыку через колонки или наушники, выбирает расположение микрофонов и микширует сигналы по своему усмотрению, субъективно определяет, каким он хочет видеть пространственное восприятие. 

Мониторинговое оборудование уже изменило пространственные соотношения и сделало их отличными от пространственных соотношений у микрофонов. И эти соотношения в мониторинге будут отличаться от соотношений в любой другой комнате для прослушивания.

Таким образом, попытка добиться точного воспроизведения пространственных характеристик звукового события с помощью стереофонического звука обречена на провал с самого начала. Всё, чего можно добиться, — это создать определённый пространственный эффект, который может понравиться конкретному слушателю, но не может претендовать на то, чтобы быть воспроизведением оригинала. 

Таким образом, распространённая практика оценки качества звука на основе воспроизведения таких пространственных эффектов, как «звуковая сцена», «визуализация», «трёхмерность», или на основе восприятия высоты, ширины или глубины, бесполезна, поскольку невозможно определить, соответствует ли воспроизведение оригиналу. Всё, что мы можем сделать, — это предпочесть воспроизведение пространственных измерений одной звуковой системой воспроизведению другой системой.

 В большинстве классических музыкальных произведений использование направленных эффектов при воспроизведении звука отвлекает слушателя от важных факторов, которые на самом деле определяют восприятие музыки. 

Наиболее важные аспекты звука, особенно в классической музыке, не имеют ничего общего с пространственными эффектами и могут быть удовлетворительно воспроизведены в монофоническом режиме. 

Стереосигнал создаёт посторонние «эффекты», которые отвлекают от более важных динамических аспектов музыки.

Часть 4

Чтобы понять, почему стерео-пространственным аспектам воспроизведения музыки уделяется так много внимания, вплоть до того, что они затмевают действительно важные аспекты музыки, нужно понимать, что человеку гораздо легче различить именно направление, откуда исходит звук, различить тонкие выразительные нюансы, - дело гораздо более сложное.

Пространственные эффекты не только легко различимы, но и не требуют особой утончённости в восприятии. Способность замечать и различать пространственные измерения и эффекты направленности впечатляет слушателей, которые не слышат всех аспектов произведения, и создаёт у них впечатление, что они что-то получают от записи, хотя на самом деле они упускают суть музыки.

Наши тесты показали, что музыка, доносящаяся из четырёх динамиков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, как при квадрофоническом прослушивании, является оптимальным вариантом, независимо от того, монофоническая она, стереофоническая или квадрофоническая. В этом случае уровень звукового давления распределяется по всему телу наиболее равномерно.

Чувствительность организма к боковому балансу звука — одна из причин, по которой стереозвук многим кажется лучше, чем монозвук, воспроизводимый одним динамиком. 

В стереозвуке, когда слушатель находится точно между двумя динамиками, сбалансированными по уровню громкости, звук, по крайней мере, исходит с обеих сторон. Но в этом отношении монозвук всё же предпочтительнее, потому что звук с обеих сторон имеет одинаковый уровень громкости, в то время как в стереозвуке он различается. 

Поскольку восприятие музыки в основном физическое, монозвук, воспроизводимый как минимум четырьмя динамиками, расположенными вокруг слушателя, является наиболее эффективным способом прослушивания записанной музыки.


По материалам статей независимого некоммерческого Института Анстендига (https://anstendig.org/mainpage.htm), CA, USA©

Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 ₽
1 шт.
Перейти в корзину
Яндекс.Метрика