Это началось в начале 70-х годов. Тогда я работал в аудио магазине. Транзисторы заступили на службу, вытесняя ламповые схемы в аудио компонентах. Было общеизвестно, что транзисторы «играли» чище, с меньшим фоном, не деградировали со временем и были надежнее ламп.
Затем, на рынке, практически в одиночку появляется Билл Джонсон из Audio Research Corporation со своими ламповыми компонентами.
Большинство, так называемых «экспертов», смеялись надо мной, когда я купил для себя его ламповый предусилитель. Владелец магазина разрешил мне приносить его в магазин и проводить различные тесты.
В те дни ведущими производителями аудио электроники были Crown, SAE и McIntosh. Все они использовали транзисторы: McIntosh отказалась от своих ламповых разработок, Marantz продала дочернюю компанию по ламповому бизнесу Superscope. Казалось, что эра ламп уходит в прошлое…
Я обнаружил, что, давая на тест клиенту ламповый предусилитель ARC SP-3, чтобы он мог сравнить его звучание с транзисторным предусилителем, он почти всегда отдавал предпочтение SP-3 и покупал его.
В то время в ламповом оборудовании было что-то естественное и непринужденное. В нем не было ни блеска, ни резкости, характерных для транзисторных схем. Звуковая сцена получалась более реалистичной с очевидной глубиной, которая превосходила твердотельную транзисторную схемотехнику. Что еще более важно, у лампы были захватывающие интонации и динамика.
Сегодня существует бесчисленное множество производителей, ориентированных на вакуумные лампы. Разрыв между лампой и транзистором сократился. В течении рядя лет у обоих лагерей были свои доводы, которые можно описать следующим образом:
Лагерь приверженцев транзисторов жаловались на меньшую надежность ламповой электроники, высокую рабочую температуру, затраты на замену ламп, неспособность ламповых усилителей воспроизводить сочные басы, отсутствие четких высоких частот и шум.
Ламповые ребята считали, что транзисторы звучат механически, слишком сухо, как в медицинской клинике, и что все это не так увлекательно, как с лампами.
На мой взгляд оба лагеря были правы. Хорошая новость на сегодня заключается в том, что конструкции вакуумных ламп стали более надежными, они научились выдавать басы лучше и с высокими частотами тоже справились. Лампы стали тише и их звучание стало более нейтральным по тональности.
В то же время лучшие транзисторные компоненты стали менее резкими и зазвучали очень привлекательно.
Как будто на горизонте появилась цель, и оба лагеря рванули вперед и добиваясь, улучшения звука. По мере того, как конструкции ламп обеспечивали все менее «цветное» звучание и приближала его к нейтральности, лучшие транзисторные компоненты становились гибкими и звучными.
Небольшое количество разработчиков транзисторной техники наконец-то смогло раскрыть всю красоту музыки, проходящей через твердотельные компоненты.
Раньше я сетовал на отсутствие какой-либо транзисторной аудиосистемы на рынке, способной обеспечить качественное звучание. Это время прошло: у меня в коллекции несколько удивительных транзисторных усилителей, которые великолепно звучат.
Несмотря на то, что обе философии все ближе смещаются к середине, у каждого лагеря, вероятно, всегда будут свои сторонники. Тут вам самим надо решить, что вам больше нравится и получать удовольствие от музыки.
Tip #162, page 173.
«Get Better Sound» by Jim Smith.