После того, как мы изучили лексикон для описания результатов критического прослушивания, давайте определимся с самой процедурой аудирования.
1. Приступая к прослушиванию, настройтесь: превратите свой разум в «чистый лист». Забудьте о брендах компонентов, которые вы решили сравнить. Абстрагируйтесь от их репутации среди меломанов. Забудьте про цены. Не думайте о том, что вы можете кого-нибудь обидеть.
Будьте восприимчивым только к тому, что вы слышите. Если ваши предвзятые первоначальные представления совпадают с тем, что вы слышите, - следует заподозрить себя в этой самой предвзятости. Беспристрастное тестирование – важный аспект аудирования.
2. Сравнивая компонент А с компонентом В, меняйте местами только их: нельзя параллельно менять кабели или другие компоненты в системе.
3. Уровень громкости при аудировании компонента А должен быть равным уровню громкости при прослушивании компонента В. Согласование уровней громкости гарантирует равные условия теста.
Если при тестировании продукта А громкость установлена на более высоком уровне, чем при тестировании компонента В, то А может звучать детальнее, ярче по высоким частотам, динамичнее и с большим количеством низких частот. Эти неравные условия приведут к ошибке.
4. Итак, мы имеем одинаковую систему и одинаковые уровни громкости для сравнения А с В. Слушайте сначала компонент А, потом В, а затем опять А. То есть последовательность должна быть А/В/А, а не А/В. Через некоторое время вы можете применить схему В/А/В, а затем опять А/В/А. Повторный цикл обязателен для более очевидного выявления различий.
5. Необходимо иметь в своем распоряжении разнообразные треки для тестирования. Сравнивать два усилителя, прослушивая только сухие студийные записи поп-музыки, некорректно. Вы не поймете, как компоненты передают пространственные элементы записи. Так же неправильно тестировать только на треках с камерной музыкой или только с вокалом. Создайте разнообразный репертуар из различных жанров.
Набор исходных материалов должен включать симфоническую музыку, камерную музыку, оркестр с хором, соло фортепиано, вокал, рок, блюз и другую музыку с электрическим басом и акустическим басом. Некоторые джазовые композиции должны быть естественным образом записаны и смонтированы для передачи оригинальных пространственных характеристик.
Звукозаписывающие компании выпускают специальные тестовые альбомы.
Слушая одну и ту
же запись на нескольких сетапах, вы сможете определить разницу по множеству аспектов звучания.
6. Следите за абсолютной полярностью у тестируемых компонентов. Полярность должна быть одинакова у А и В. К счастью, очень немногие компоненты изменяют полярность, поэтому это не является проблемой.
7. Не упускайте из виду тот факт, что воспроизведение может быть окрашено некоторыми компонентами в сетапе. Например, ваша акустика отличается яркой подачей, выдвигает сцену вперед и выдает немного грубоватые высокие. Вы сравниваете на этом сетапе два цифровых процессора и должны сделать для себя вывод какой из них приобрести.
Процессор А звучит ярко и выдает насыщенный звук на высоких. Процессор В выдает высокие более плавно и делает вашу систему более музыкальной и сбалансированной. Является ли процессор В по своей сути более музыкальным? Необязательно. Вероятно, у него высокие слишком мягкие, но они хорошо дополняют ваши яркие высокие в акустической системе. То есть, в связке с грубой акустикой, мягкий процессор сгладил проблему и привел к хорошему результату. Вы однозначно выбираете именно его.
Но это не означает, что процессор В лучше процессора А. В другой связке оценка может быть противоположной. Возможно, процессор А более нейтральный, и будет отличным выбором для других динамиков.
Просто имейте в виду, что разные компоненты, в том числе и кабели, могут выдавать различный результат в разных связках.
8. Переходите к длительному прослушиванию компонента ради удовольствия для оценки музыкальности. Если компонент не надоел вам за неделю, значит вы сделали правильный выбор.