Звуковая сцена
Soundstaging – это восприятие слушателем расположения в пространстве инструментов и голосов, записанных в фонограмме. У слушателя формируется образ музыкальной сцены с пониманием рассадки музыкантов и ощущением её пространственной ширины и глубины.
Большая и чётко очерченная сцена звуковая сцена, чаще всего, слышна при воспроизведении треков аудиофильского уровня, записанных в реальном акустическом пространстве, таком как концертный зал или органный зал в соборе.
Наиболее очевидными характеристиками звуковой сцены являются её физические размеры – ширина и глубина. Вы слышите музыкальное представление, как существующее за пределами левого и правого громкоговорителей, которое простирается гораздо дальше от вас, чем стена, у которой стоят колонками.
Из всех аспектов воспроизведения фонограмм звуковая сцена является самым удивительным явлением. Представьте себе: две акустические колонки управляются двумерными электрическими сигналами, которые представляют собой не что иное, как напряжение, изменяющееся во времени. Благодаря этим двум сигналам перед вами открывается огромная трехмерная панорама.
Вы воспринимаете музыку не как плоское полотно, на котором инструменты слиты воедино; вы слышите первую скрипку слева от начала сцены, гобой дальше и ближе к центру, духовые инструменты справа за басами, а тамбурин позади всех в глубине сцены.
Вы ощущаете себя в концертном зале; вы слышите тембр гобоя, исходящий от позиции гобоя, тембр скрипки, исходящий от позиции скрипки, и реверберацию зала, окружающего инструменты. Ваша комната для прослушивая исчезает, уступая место огромному концертному пространству. И все это благодаря двум сигналам, которые создаёт ваш сетап.
Звуковая сцена создается в мозге за счёт разницы во времени и амплитуде сигналов, закодированных в двух аудиоканалах. Когда вы слышите звуки инструмента в правом заднем углу звуковой сцены, значит мозг синтезирует этот образ, обрабатывая слегка различающуюся информацию (задержки и разницу в амплитуде) в двух каналах.
Аудио компоненты сильно различаются по своим возможностям передавать пространственные аспекты музыки. Некоторые продукты уменьшают ширину сцены, но хорошо прорабатывают её глубину, и наоборот. Качественные компоненты высокого уровня демонстрируют полностью качественную сцену.
Они создают кристально чистую, прозрачную звуковую сцену, которая позволяет слушателю услышать все, что происходит в глубине сцены. Такая сцена обладает реалистичной непосредственностью, благодаря которой слышна каждая деталь.
И, наоборот, непрозрачная сцена дает ощущение плотности и затенённости, создает меньшую иллюзию «видения» пространства.
Недостаток прозрачности описывается термином «завеса» или «вуаль».
Термины, которые описывают четко очерченную звуковую сцену – это «сфокусированная», «очерченная», «чёткая». Плохо прорисованная сцена характеризуется как «размытая», «запутанная», «однородная», «плотная» и «лишенная фокуса».
Размытость звуковой сцены заключается в нечетком распределении «слоев» звуковой сцены. Сетап должен обладать способностью распознавать сигналы, которые отображают объекты, расположенные в передней части сцены и далее вглубь сцены. Вы ощущаете различные инструменты, находящиеся в различных по глубине слоях (эшелонах).
Эшелонирование – это способность аудио компонентов строить звуковую сцену в глубину. Чем выше уровень эшелонирования, тем точнее слушатель определяет дистанцию до инструментов и тем глубже они прорисовываются. Когда эта важная информация о градации глубины раскрывается компонентами вашей системы, вы ощущаете, что слушаете «реальную вещь».
Воздушность / bloom – ещё один важный аспект звуковой сцены. Bloom - термин, который можно ещё охарактеризовать как «свечение», - дает слушателю ощущение, что отдельные музыкальные образы окружены воздушным ореолом. Несмотря на то, что контуры звукового образа могут быть чётко очерчены, звуковая сцена с воздушностью создает дополнительное ощущение рассеянного воздуха вокруг образа.
Создается впечатление, что вокруг инструмента есть небольшое пространство (ореол), в котором он может «дышать». Воздушность инструментальных образов придает сцене естественное, открытое и расслабленное звучание.
Звуковая сцена – очень важный аспект воспроизведения фонограммы. Способность представить музыку как совокупность отдельных образов, окруженных пространством, а не как одно большое изображение, очень важна для формирования музыкального реализма.
Звуковая сцена с пространством, глубиной, фокусом, эшелонированием, разрешением, воздушностью образов и прозрачностью – это не что иное, как зрелище!
Чтобы услышать описанные мною характеристики, вы должны использовать записи, содержащие пространственные сигналы. Студийные записи, сделанные с использованием нескольких микрофонов и наложений, редко демонстрируют описанные выше аспекты звуковой сцены.
Записи, сделанные в реальных акустических помещениях с использованием стереомикрофонов и чистого канала прохождения сигнала, дают возможность услышать все, описанное выше. Если изначально в записи отсутствуют нужные звуковые сигналы, то вы никогда не узнаете, насколько хорошо или плохо их отображает ваша аудиосистема.
Еще один термин, связанный со звуковой сценой, — это обволакивание / envelopment. Этот термин характеризует звуковое сопровождение в системах домашнего кинотеатра и прочих аудиосистем, в которых используется многоканальный звук.
Обволакивание описывает ощущение погружения слушателя в звуковое поле, создаваемое фронтальными акустическими системами и тыловыми динамками объемного звучания.
Хорошо проработанная многоканальная система обволакивает слушателя, создавая практически непрерывную связь между фронтом и тылом.
Завершая тему звуковой сцены, скажу, что этот параметр фонограммы является довольно требовательной вещью. Слушатель должен располагаться непосредственно между двумя динамиками, каждый компонент в цепи воспроизведения должен быть высокого качества.
Звуковая сцена легко разрушается из-за плохой комнаты прослушивания и неудачного расположения динамиков, а также увеличения громкости выше определённого уровня.
Это не значит, что вам нужно тратить целое состояние, чтобы достичь успеха: многие недорогие аудио продукты создают хорошую звуковую сцену. Главное, суметь их найти на аудио рынке по сходной цене.
📑R.H.©