Британский музыкальный журналист Мартин Колломс (Martin Colloms) ввел в оборот объединенный термин Pace, Rhythm and Timing (PRaT), который описывают важные аспекты воспроизведения музыки аудиоаппратурой, а именно, способность системы физически вовлечь слушателя в музыкальный поток и заставить ощутить драйв.
Темп – это то качество, которое заставляет ваше тело двигаться в такт музыке, вашу ногу постукивать, голову покачиваться – ощущение того, что вы движетесь в ритме музыки. Передача сетапом хорошего темпа и ритма вызывает у слушателя волну удовольствия.
Хотя темп музыки не изменяется от компонента к компоненту (например, от одного усилителя мощности к другому), субъективное впечатление о разнице такта (тайминга) может быть очень сильным. Некоторые компоненты сбивают ритм, делая его более медленным или вялым/sluggish. Другие – бодрые/upbeat компоненты, передают ритмическую напряженность и драйв музыки.
В дополнение к очевидному замедлению темпа, компоненты с низким PRaT создают впечатление, будто бы музыканты менее заряжены эмоционально и играют не «на подъёме». В музыке ощущается меньше энергии и жизненности.
Мартин Колломс написал об этом феномене в своей известной статье в журнале Stereophile в ноябре 1992 года. Вот отрывок из этой статьи:
«Хотя хороший ритм является ключевым аспектом создания музыки как вживую, так и при воспроизведении, его нелегко проанализировать. Это похоже на то, как если бы слушатель сосредоточился на деталях исполнения и не обратил внимания на рассматриваемый параметр. Субъективное осознание ритма – это непрерывное событие, регистрируемое слушателем на уровне всего тела и осознаваемое в расслабленном состоянии. Как только вы поймете, что воспроизведение фонограммы способно передать жизненно важное ощущение музыки как некого события, которое создаёт драйв, вам хочется воспроизводить это событие снова и снова и стремиться к этому качеству на протяжении всего прослушивания».
PRaT снижается в сетапе при плохом питании усилителя и даже при расслаблении крепежа динамиков в корпусах акустических систем. Этот параметр более важен при воспроизведении рока, джаза и поп-музыки, чем при классической музыке. Во многом оценка PRaT лежит в области совместной работы бас-бочки и бас-гитары.
Слушатели могут воспринимать хороший PRaT или его недостачу, не понимая существования данного феномена. Вместо четкой идентификации его уровня они могут ощущать хороший ритм и вовлеченность в музыку, или, напротив, некую скукоту и апатию при прослушивании фонограммы.
Как уловить ритм и темп? Забудьте об этом! Если вам захотелось потанцевать при тестировании сетапа, то вероятнее всего у него достойный PRaT!
📑R.H.©