Сущность всех струнных инструментов, будь то древняя лира или современная гитара, одинакова: они производят звук с помощью движения струн. Качество звука, или тембр, зависит от материала струн, формы поверхности деки и способа извлечения звука из струны: щипком, проведением смычка или ударом. Но для всех инструментов существует основной тон или строй, который мы, слушая игру на них, распознаем как ноты.
Пифагор открыл, что музыкальный строй подчиняется двум удивительным правилам. Эти правила имеют прямую связь с числами, свойствами физического мира и нашим чувством гармонии, которая является одним из ликов красоты.
Пифагор слушает как изменяется звук его инструмента, когда он меняет два различных параметра: рабочую длину вибрирующей части струны и вес груза, привязанный к струне, изменяющий её натяжение.
Первое правило Пифагора гласит, что две одинаковые струны с одним и тем же натяжением издают вместе приятный звук, когда длины струн пропорциональны небольшим числам.
Так, например, когда соотношение длин составляет 1:2, тональности формируют октаву. При соотношении 2:3 мы слышим доминантовую квинту, а при 3:4 – мажорную квинту.
В музыкальном нотном письме (в регистре «до») это соотносится с тем, что одна за другой проигрываются две ноты «до» различных диапазонов, «до» и «соль» или «до» и «фа» соответственно. Такие комбинации привлекательны для людей.
Они стали основой классической и большей части народной музыки, а также поп- и рок-музыки.
Применяя первое правило Пифагора, мы должны понимать под длиной струны её рабочую длину, т. е. длину той части струны, которая в действительности вибрирует. Зажимая струну, и таким образом, создавая мертвую зону, мы можем менять тональность.
На рисунке мы видим, как Пифагор подбирает рабочую длину струны, используя заостренные зажимы, которые нужны для того, чтобы добиться точности в измерениях. Когда звуки звучат вместе хорошо, мы говорим, что они находятся в гармонии или созвучны.
Таким образом, Пифагор открыл, что та гармония звуков, которую мы ощущаем, отражает отношения, которые имеют место, казалось бы, в совершенно другом месте – в мире чисел.
Второе правило Пифагора связано с натяжением струны.
Нужное натяжение можно получить, отягощая струну грузами различного веса. Звуки находятся в гармонии, если натяжение пропорционально квадратам небольших чисел. Более сильное натяжение соответствует более высокой тональности. Так, соотношение натяжений 1:4 создает октаву и т. д. Когда музыканты настраивают свои инструменты перед выступлением, подтягивая или ослабляя струны, поворачивая колки, они следуют правилу Пифагора.
Вторая закономерность впечатляет куда больше, чем первая, говоря нам, что ощущения являются скрытыми за формулой.
Она лучше спрятана, потому что числа надо прежде обработать (возвести в квадрат) до того, как закономерность станет очевидной. Соответственно, потрясение от открытия куда сильнее. Восприятие музыки, вещь абстрактная, а вес груза, натягивающий струну – материален.
Вот вам и мостик, связывающий идеальный мир с материальным
И все же, почему музыка нам нравится?
Восприятие мелодии связано с абстрактными эстетическими ожиданиями. Человек предвкушает и возбуждается из-за звука, который должен услышать. Каждый человек по-своему, у каждого собственные эмоциональные ассоциации. Если музыка оправдывает ожидания, то в организме вырабатывается дофамин, который приносит чувство удовольствия.
Слушайте музыку - ловите кайф!
Выбирайте аудио компоненты, которые вам нравятся!
Тестируйте их, а потом тратьте деньги!
И не слушайте тех, кто расхваливает излишне свое изделие, и тех, кто все упрощает, измеряя тестером параметры изделия и делает выводы о качестве звучания на основе закона Георга Ома.
Восприятие музыки и оценка качества звучания аппаратуры, это ваше сугубо личное эстетическое восприятие….
Это ваши ожидания, ваш дофамин! Блин!
——————
Список использованной литературы:
1. Фрэнк Вильчек. Красота физики.
2. Википедия;