Overall Perspective
Термин «перспектива» описывает кажущееся расстояние между слушателем и музыкантами при прослушивании аудио записи. Ощущение перспективы зависит не только от самих воспроизводящих запись компонентов сетапа, но и, в значительной степени, от самого процесса записи трека, в частности, от расстояния между исполнителями и микрофонами.
Некоторые записи продвигают вперед (forward) к слушателю всю презентацию (здесь и далее, под презентацией следует понимать воображаемую линию рассадки музыкантов или всю сцену целиком), другие могут ощущаться несколько отстраненно (distant) или непринужденно (laid-back).
Forward воспринимается так, как будто музыканты сделали шаг вперед к слушателю, музыка играет непосредственно перед акустическими колонками.
Laid-back выдает музыку несколько сзади акустики, музыканты «сделали» несколько шагов назад от слушателя.
Другой метод описания перспективы – это локализация слушателем номера ряда кресла в воображаемом концертном зале, в котором он сидит.
Прямую (forward) презентацию можно дополнять следующими терминами: dry-сухая перспектива, то есть ощущается отсутствие реверберации и пространства; immediate – близкая или быстрая; incisive - резкая, проницательная; aggressive – агрессивная; vivid – отчетливая, выразительная.
Отдаленную или непринужденную (laid-back) презентацию дополняем ассоциациями: lush – пышная; easygoing – легкая и gentle – мягкая, деликатная.
Forward-презентация позволяет ярче воспринимать присутствие инструмента и его звучание, но может утомить вас через некоторое время.
С другой стороны, Laid-back-непринужденные презентации, если они уж слишком «отдалены» от вас, могут снизить эффект присутствия.
Оптимальная laid-back перспектива формирует у слушателя желание окунуться в музыку и изучать тонкости её звучания, делает её интересной: вы ощущаете присутствие музыкантов перед вами, но без намека на агрессивность.
Перспектива – есть наличие пика или провала средних частот (пик – это слишком много энергии, провал – её недостаток). Среднечастотный диапазон между 1кГц и 3кГц называется областью присутствия, он обеспечивает ощущение присутствия и непосредственности у слушателя.
Гармоники человеческого голоса полностью входят в диапазон присутствия, поэтому звучание средних частот очень важно для восприятия презентации.
Обратите внимание, что термины описания перспективы могут применяться для характеристики высоких частот в презентации. Если мы говорим, что высокие частоты выдвинуты вперед, это означает, что они слишком заметны и звучат так, как будто они ближе к слушателю, чем остальная музыка.
📑R.H.©