Наконец, мы с вами дошли до самого важного аспекта прослушивания музыкальной фонограммы: музыкальности.
В отличие от предыдущих характеристик, музыкальность – это не какое-то специфическое качество воспроизводимой музыки, к которому вы можете прислушаться, а общее музыкальное удовлетворение, которое создаёт ваша аудиосистема.
Ваша чувствительность к музыкальности снижается, когда вы сосредотачиваетесь на определенном аспекте фонограммы (например, на анализе средних частот), то есть, когда вы слушаете музыку критически. Напротив, музыкальность – это гештальт - совокупность всех ваших реакций и чувств на воспроизводимый звук.
Можно также использовать термин «вовлеченность»/involvement, чтобы описать это единство с музыкой, исключая аналитический подход. В итоге именно музыкальность есть полная характеристика того, что называется high-end audio.
В статье журнала Stereophile, опубликованной в ноябре 1992 года, Роберт Харли рассматривает конфликт между аналитическими методами оценки сетапов и музыкальностью.
«Между ушами».
Автор: Роберт Харли.
Журнал Stereophile. Ноябрь, 1992г.
Аудиофилы находятся в постоянном поиске путей улучшения воспроизведения музыки, им необходимо все больше опыта: предусилители обновляются, сравниваются цифровые процессоры, настраиваются проигрыватели винила, постоянно тестируются кабели. И ещё, прочитываются аудио журналы и обсуждаются все аспекты с дилерами. Квест не прекращается!
Весь этот процесс имеет одно общее основание, - желание физическими методами получить больше удовольствия от музыки. Но я вас уверяю, есть более действенный и абсолютно бесплатный метод, как получит удовольствие от фонограммы. Как безо всяких настроек и перебора компонентов получить кайф?
Что же происходит у нас между ушами в мозгу, когда мы действительно слушаем музыку, а не аналитически обрабатываем входной сигнал? Способность очистить разум от отвлекающих факторов и позволить музыке говорить с нами, это прямой путь к наслаждению. Самая главная настройка сетапа – это наше душевное состояние!
В большинстве случаев, меломаны загружены мыслями о качестве звука, посторонние мысли в их голове мешают восприятию и получению реального удовольствия от музыки. Эти мысли связаны с особенностями звучания аппаратуры. А хватает ли глубины сцене? Достаточно ли упруг бас? Кажется, высокие слишком зернисты? Интересно, а как моя система соотносится с той, которая в журнале?
К сожалению, этот образ мышления поддерживается высококлассными аудио журналами. Печать пестрит описаниями звучания компонентов, описываются эксплуатационные характеристики, а музыкальность остается где-то на задворках статей, которые не в состоянии передать эмоциональный заряд, порождаемый устройством.
Эмоции и музыкальность не поддаются описанию: словами невозможно выразить ту связь между слушателем и музыкой, которая создается одним компонентом в большей степени, чем другим. Следовательно, у нас в наличии только описание конкретных характеристик, которые формируют у нас сугубо аналитический подход. Складывается впечатление, что быть аудиофилом – это значит анализировать и критиковать звуки музыки!
Через несколько месяцев моей работы обозревателем в аудио журнале (параллельно я становлюсь все более критичным слушателем), я определенно начинаю замечать кризис в моём восприятии музыки. Я просто перестал получать удовольствие от прослушивания музыки, которое у меня было ранее.
Прослушивание и оценка компонентов стали для меня рутинной работой, профессиональной необходимостью, а не тем волнующим опытом, который сподвиг меня выбрать карьеру в сфере аудио.
Моя дилемма возникла из-за ошибочного представления о том, что всякий раз, когда я слушаю музыку, у меня должно сложиться мнение о качестве её воспроизведения. Музыка стала чем-то второстепенным: она стала набором неких частей, на которые я её разбирал и изучал. Она перестала вызывать у меня эмоции.
Только после того, как я забросил все эти оценочные алгоритмы и перестал писать ежемесячные ревью в журналах, - вечеринка заиграла снова! Я перестал быть критиком, я вернулся! Я стал снова меломаном! Я ставил любимые пластинки и слушал их, и получал удовольствие, а не прослушивал записи, которые помогают оценивать оборудование.
Музыка в целом, а не звук как набор артефактов, снова стала объектом моего внимания. Как будто груз с плеч свалился. За несколько дней я наверстал упущенное и расслабился от удовольствия до того момента, пока мне не пришлось снова продолжить работу по очередной критической оценке очередного компонента.
Я вернулся на свое рабочее место, в специально оборудованную акустическую комнату, заставленную стойками лучшего в мире аудио оборудования, в которой я проводил много времени, слушая музыку, но по большей части, так и не получал удовольствия.
Я начал осознавать, дешёвая магнитола в моей машине дает мне больше эмоций, больше музыкального удовлетворения, чем вся эта комната.
Явно, между ушами что-то пошло не так!
Этот опыт вызвал у меня настоящий катарсис, который заставил меня переосмыслить идею прослушивания. Я решил абстрагироваться от звука и позволить музыке подсказать мне, какие компоненты были лучше других. Критическое изучение и аналитика отошли на второй план по сравнению с удовольствием от музыки. Я начал слушать музыку, которая мне нравилась, а не диагностические записи, которые могли бы рассказать мне о конкретных характеристиках продукта. Желание «развинчивать» звук на части и оценивать их постепенно исчезло.
В результате, сейчас я наслаждаюсь музыкой больше, чем когда-либо в своей жизни. Лучшее звучание компонента приводит к большему количеству музыки (удовлетворению от неё), но, как ни парадоксально, только тогда, когда звук забывается. Более того, это преобразование улучшило мои навыки прослушивания и рецензирования: теперь я гораздо лучше понимаю, какие продукты принесут долгосрочное музыкальное удовлетворение.
Тем не менее, аналитическое прослушивание с использованием специальных тестовых записей должно оставаться важной частью процесса рецензирования. Важно учитывать специфические звуковые характеристики продукта, так как покупатели должны понимать, как звучит данный компонент или сетап в целом, чтобы решить, подходит ли он им или нет. Но аналитическая диагностика не доминирует, она стала лишь одним из аспектов тестирования.
Я понял, что информация, получаемая с помощью аналитических рассуждений, является низшей формой знания, а ощущения качества продукта - его способность передавать музыку, его музыкальность – является высшей формой знания.
Этот опыт указывает на более глубокую проблему – как рациональность и стремление к расчленению как средству понимания феномена пронизывает западную мысль. Традиционная рациональность рассматривает некое целое как совокупность частей. Необходимость анализировать, классифицировать и устанавливать иерархическую структуру – есть основа рациональности. Благодаря нашему западному воспитанию кажется естественным, что любая сущность – это просто совокупность составных частей. И, следовательно, воспроизведённая музыка тоже должна быть рационализирована.
Мы начинаем выделять в музыке частоты, сцену, детали и прочие аспекты. Но как часто на живом концерте мы проделываем те же манипуляции со звуком? Я не знаю как вы, а я никогда не оцениваю живую музыку с точки зрения зернистости высоких частот, тонального баланса и прочих характеристик, которые мы обязательно присваиваем аудиосистеме и её способности воспроизводить звук. Аналитический разбор, его однобокость несет в себе способность разрушить единство между слушателем и музыкой.
Великие достижения рациональности- например, создание человеком аудиоаппратуры как таковой, порождает комплекс высокомерия, который заставляет человека не замечать достоинств нерационального опыта. Рациональность указывает на свои достижения как на «доказательство» превосходства и исключительности. Однако, нерациональность или чувственность, хотя и не указывают на физические ценности феномена, являются важной частью процесса восприятия такого явления культуры как музыка.
Музыкальному наслаждению мешает не только аналитическое выслушивание звука. Любая интеллектуальная деятельность снижает качество восприятия. При прослушивании важно восприятие и наслаждение - «здесь и сейчас», а не оценка по некому стандарту, провозглашенному журналами Hi-Fi или сравнение его с другими системами, что еще больше отвлекает от самой музыки. Сиюминутное удовольствие от фонограммы не должно вытесняться внешними мыслями о прошлом (я должен был дождаться новой модели) или будущем (наверное, я смогу это себе позволить?).
Усилитель Krell KSA-250, имеет гораздо лучшие характеристики, чем Krell KSA-200, который установлен у вас дома. И стоит ли вам наслаждаться музыкой в меньшей степени после выхода следующей модели? Ведь после выхода 250-го, производительность 200-го осталась прежней. Он доставлял вам удовольствие все это время и что же должно измениться после релиза новой модели?
Нет ничего плохого в том, чтобы быть недовольным своей системой. Это то чувство, которое способствует совершенствованию. И более совершенная система действительно дает более глубокий музыкальный опыт. Но вы не должны терять удовольствие от музыки, если ваша система не соответствует уровню сетапа вашего друга, или описанию свежего релиза в журнале. Все эти вещи – искусственные аспекты, наложенные на действительность. Что действительно важно, так это ваш непосредственный опыт прослушивания и восприятия музыки «здесь и сейчас». Все остальное – абстрактно!
Да, технологии, которые воспроизводят музыку в наших домах, являются необходимыми внешними физическими факторами. Но удовлетворение не может быть достигнуто исключительно за счет оборудования, каким бы хорошим оно ни было. Приближение и вовлеченность в музыку – это особое взаимодействие между слушателем и музыкальным произведением. Сетап – это просто посредник! Без такого настроя, ни один уровень качества системы нас не удовлетворит, и не даст нам того, что мы ищем.
Во что бы то ни стало, продолжайте анализировать и модернизировать вашу систему, это может стать способом получения большего удовольствия от музыки. Но когда на проигрывателе крутится любимая пластинка и гаснет свет, забудьте о кабелях, настройках и журналах.
В этот момент, единственное, что имеет значение, — это музыка!
"Between the ears." Stereophile, USA