Как на практике оценить качество аудио оборудования?
Для этого нужно, всего на всего, научиться критически слушать музыку. Слушать звуки музыки не ради получения удовольствия, а уметь переключать мозг в режим аналитического восприятия музыкальной картины.
Ваша задача – определить хорошо или плохо звучит система или отдельно взятый компонент и понять какие конкретные характеристики звука делают его восприятие плохим или хорошим.
Вы критически анализируете звук и делаете вывод. Это ваше субъективное и оценочное суждение о сетапе! Оно поможет вам отобрать компоненты и настроить их. Да, существует целый набор технических устройств и тестеров, которые анализируют звук и выдают определённый набор характеристик звучания. Они очень важны для первичной оценки компонентов, но для принятия окончательного решения необходимо критическое прослушивание.
Современные технические измерения недостаточно совершенны, чтобы охарактеризовать все параметры музыкального оборудования. Слуховой аппарат человека значительно чувствительнее и сложнее, чем самое современное испытательное оборудование, доступное в настоящее время.
Слух всегда должен быть главным критерием хорошего звучания. Я прослушал сотни аудио компонентов и оценил их технические характеристики в тестовых лабораториях. Мой опыт убедительно показывает, что гораздо больше информации о качестве продукта можно получить в комнате прослушивания, чем в тестовой лаборатории.
Часто, в сообществе аудиофилов, возникает вопрос, а для чего вообще нужно прослушивание, если готовый набор технических параметров является объективным фактором оценки качества сетапа, и он рассказывает практически всё что нужно о компоненте покупателю? Для чего же нужна субъективная оценка продукта посредством прослушивания?
Ответ: существующие технические средства были созданы для проектирования аудио систем, а не как приборы для оценки качества их звучания. Тестовые данные, получаемые в результате типичного набора измерений звука, никогда не предназначались для представления музыкальной реальности, а нужны только для приблизительного ориентира при проектировании компонента.
Например, схема усилителя мощности с 1%-ным гармоническим искажением, вероятно, лучше, чем схема с 10%-ным гармоническим искажением, но из этого не следует, что данная спецификация каким-либо образом описывает звучание данного усилителя.
Второй момент, технические измерения параметров компонента: степень искажений, вносимых устройством, частотная характеристика, уровень шума и другие,- дают количественную оценку двумерных явлений.
А прослушивание музыки – это трехмерный процесс! Он намного сложнее, чем набор цифр. Какими числами, по вашему мнению, можно выразить объёмность музыкальной сцены или же ощущение присутствия вокалиста у вас в комнате?
Как описать звук?
Понятийный аппарат аудиофила.
Для правильной оценки звука мы учимся слушать аудио компоненты аналитически, включая критическое мышление и отключая настрой на получение удовольствия от прослушивания. Слушаем, анализируем, выдаем свою субъективную оценку звука!
Для передачи полученной информации о звуковой картине и качестве звучания компонента нам необходимы термины и понятия, которые будут понятны другим пользователям и будут нам же полезны при чтении статей из аудиофильских журналов.
В этой части главы, я буду знакомить вас с общепринятыми терминами, которые дают возможность аудиофилам понимать друг друга. Начнем с самого простого: описания частотного диапазона, в котором мы с вами будем работаем.
Диапазон человеческого слуха охватывает 10 областей (октав), которые начинаются с 16Гц и заканчиваются примерно на 20 000Гц. Опишем словами эти частотные диапазоны (в Герцах):
Frequency Range Description
16 – 40 Deep Bass. Нижний бас.
40 – 100 Midbass. Средний бас.
100 – 250 Upper Bass. Верхний бас.
250 – 500 Lower Midrange. Нижняя средина.
500 – 1000 Midrange (Middle). Центр. середина.
1000 – 2000 Upper Midrange. Верхняя середина.
2000 – 3500 Lower Treble. Нижние высокие.
3500 – 6000 Middle Treble. Средние высокие.
6000 – 10 000 Upper Treble. Верхние высокие.
10 000 – 20 000 Top Octave. Верхняя октава.
Обратите внимание, что эти деления несколько произвольны: вы не можете точно сказать, что нижние верхи начинаются именно с 2000Гц, а не 2500Гц. Тем не менее, таблица дает качественное представление о взаимосвязи между диапазонами частот и описательной терминологией, которой мы будем придерживаться далее.
Тональный баланс
Первое, на что следует обратить внимание при воспроизведении музыки, это общий тональный баланс. Насколько хорошо сбалансированы высокие, средние и низкие частоты?
Если кажется, что высоких частот слишком много, то мы называет презентацию «яркой». Если высоки слишком мало, то звук описывается как «глухой».
Презентация «тяжелая» или «увесистая», если басы заглушают остальную музыку. Если слышим мало басов, то говорим, что музыкальный фрагмент «легкий», «постный» или «тонкий» с наклоном вверх.
Тональный баланс аудио продукта больше всего влияет на конечный вердикт оценки сетапа.
Общая перспектива
Термин «перспектива» описывает кажущееся расстояние между слушателем и музыкантами при прослушивании аудио записи. Ощущение перспективы зависит не только от самих воспроизводящих запись компонентов сетапа, но и, в значительной степени, от самого процесса записи трека, в частности, от расстояния между исполнителями и микрофонами.
Некоторые записи продвигают вперед (forward) к слушателю всю презентацию (здесь и далее, под презентацией следует понимать воображаемую линию рассадки музыкантов или всю сцену целиком), другие могут ощущаться несколько отстраненно (distant) или непринужденно (laid-back).
Forward воспринимается так, как будто музыканты сделали шаг вперед к слушателю, музыка играет непосредственно перед акустическими колонками.
Laid-back выдает музыку несколько сзади акустики, музыканты «сделали» несколько шагов назад от слушателя.
Другой метод описания перспективы – это локализация слушателем номера ряда кресла в воображаемом концертном зале, в котором он сидит.
Прямую (forward) презентацию можно дополнять следующими терминами: dry-сухая перспектива, то есть ощущается отсутствие реверберации и пространства; immediate – близкая или быстрая; incisive - резкая, проницательная; aggressive – агрессивная; vivid – отчетливая, выразительная.
Отдаленную или непринужденную (laid-back) презентацию дополняем ассоциациями: lush – пышная; easygoing – легкая и gentle – мягкая, деликатная.
Forward-презентация позволяет ярче воспринимать присутствие инструмента и его звучание, но может утомить вас через некоторое время.
С другой стороны, Laid-back-непринужденные презентации, если они уж слишком «отдалены» от вас, могут снизить эффект присутствия.
Оптимальная laid-back перспектива формирует у слушателя желание окунуться в музыку и изучать тонкости её звучания, делает её интересной: вы ощущаете присутствие музыкантов перед вами, но без намека на агрессивность.
Перспектива – есть наличие пика или провала средних частот (пик – это слишком много энергии, провал – её недостаток). Среднечастотный диапазон между 1кГц и 3кГц называется областью присутствия, он обеспечивает ощущение присутствия и непосредственности у слушателя.
Гармоники человеческого голоса полностью входят в диапазон присутствия, поэтому звучание средних частот очень важно для восприятия презентации.
Обратите внимание, что термины описания перспективы могут применяться для характеристики высоких частот в презентации. Если мы говорим, что высокие частоты выдвинуты вперед, это означает, что они слишком заметны и звучат так, как будто они ближе к слушателю, чем остальная музыка.
Высокие частоты
Правильное воспроизведение высоких частот является наиболее важным параметром в оценке качества хай-энд аппаратуры.
На самом деле, многие аудиопродукты высокого класса, отличные практически во всех отношениях, могут провалить тест на качество, когда дело дойдёт до оценки воспроизведения высокочастотного спектра.
Вот термины, которыми описывается уровень качества высоких частот, которого следует избегать (неприятные высокие):
bright – яркие;
tizzy – раздражающие;
forward – выдвинутые;
aggressive – агрессивные;
hard – твердые;
brittle – ломкие;
edgy – неравномерные, с резкими контурами;
dry – суховатые;
white – хаотические, шумные;
bleached – выцветшие;
wiry – с металлом в голосе;
metallic – металлические;
sterile – лишенные своеобразия;
analytical- аналитичные: вроде все нюансы раскрыты, но звучание остается формальным;
screechy – визгливые, скрипучие;
grainy – зернистые.
Если в презентации слишком много высоких, то это усиливает звучание, которое и без того насыщенно высокими частотами.
Примерами могут служить чрезмерно акцентированные тарелки, чрезмерные сибилянты (шипящие и свистящие звуки «с» и «ш») в вокале и в звучании скрипки, которые звучат тонко.
Презентация со слишком выраженными высокими называется яркой (bright). Яркость особенно заметна в диапазоне от 3кГц до 6 кГц.
Причиной яркости может быть не очень хорошая электронная схема компонента или высокочастотная характеристика громкоговорителей.
Многие проигрыватели компакт-дисков и транзисторные усилители, которые по своим характеристикам имеют плоскую частотную характеристику, тем не менее, выпячивают высокие частоты.
Tizzy – раздражающие высокие- термин, которым описываются слишком высокие частоты (6кГц-10кГц), которые можно еще назвать обесцвеченными. Акцентирование на верхних гармониках в звучании тарелок и шипении, которые сопровождают основной звук тарелки, - и есть tizzy. Тут мы слышим больше сибилянтов с-с-с-с-с, чем ш-ш-ш-ш.
Что касается термина forward при описании высоких, то в отличии от tizzy, выдвинутые высокие звучат сухо, им как-бы не хватает пространства и воздушности.
Вышеперечисленные термины «хрупкие», «металлические», «твердые», описывают практически одно и тоже состояние высоких частот.
Это неприятные высокие, возникающие при ударе металла о металл. Они имеют уникальную гармоническую структуру, которую создают усилители мощности, которых заставляют играть на более высокой громкости, чем они могут качественно выдать.
Для характеристики высоких частот как металлических, твердых и хрупких слушайте игру саксофона. Именно этот инструмент можно назвать измерителем качества высоких частот.
Если высокие воспроизводятся некорректно, то сакс начинает звучать грубо, без окраса, выдавая неприятные тембры. Саксофон должен обладать «богатым» и «теплым» звучанием.
Если же сетап выдает верхние гармоники с металлическим привкусом, то звучание этого инструмента заметно схлопывается и ослабевает.
Примечательно то, что звучание саксофона обладает самой сложной гармонической структурой по сравнению с другими музыкальными инструментами. Он очень эффективно обнаруживает проблемы с высокими частотами в презентации.
Термины white и bleached имеют значения, похожие на «яркие высокие», но у меня они ассоциируются с высокими, у которых маловато энергии в диапазоне верхних средних частот (3500Гц– 6000Гц).
Без поддержки гармонической структуры от этого более низкого диапазона, высокие становятся тонкими и выцветшими как засвеченная фотография.
Тарелки должны иметь низкочастотную составляющую, похожую на гонг с блеском поверх него. Если же тарелочки напоминают всплески белого шума из радиоприемника (между радиостанциями), значит высокие характеризуем как white and bleached.
Особенно раздражающей характеристикой высоких является зернистость (grainy). Зернистость – есть шероховатость (грубость) в текстуре высоких частот.
Зернистость больше всего заметна в сольной партии скрипки, скрипках в группе, флейте и в женском вокале.
Флейта выдает высокие грубо и нечётко, которые, кажется, перекрывают динамический диапазон флейты (высокие как бы повторяют громкость флейты). Из-за зернистости скрипки звучат так, как будто вместо смычка по ним водят ножовкой. Возможно, я немного преувеличиваю, но это сравнение передает чётко идею зернистой текстуры высоких.
Проблемы с высокими частотами в сетапе могут проявляться в некоторой их отстраненности от общего гармонического узора музыки. Верхние ноты кажутся неким образом отделёнными от музыки, мы их не воспринимаем как неотъемлемую частью презентации. Они мыслятся отдельной сущностью, а не как еще один аспект музыки.
Если высокие частоты привлекают к себе внимание, будьте подозрительны!
Наиболее распространенными источниками проблем с высокими частотами можно назвать следующие компоненты (в порядке убывания их значимости):
1. Высокочастотные динамики в акустике;
2. Помещение для прослушивания с чрезмерно высокой отражающей способностью;
3. Компоненты цифровых источников: CD-проигрыватели или цифровые процессоры;
4. Предусилители;
5. Усилители мощности;
6. Кабели;
7. Источники переменного тока.
Некоторые аудио компоненты делают воспроизведение высоких частот мягче и менее заметными, чем это можно услышать в живой музыке.
Эта особенность закладывается в компонент инженерами, чтобы сделать звучание высоких более приятным и скомпенсировать все недостатки в воспроизведении верхнего спектра, которые описаны выше.
Намеренное смягчение высоких – это кратчайший путь инженера в решении этих проблем, когда и ему не удается-таки правильно подобрать компоненты для качественного воспроизведения высоких. Инженер просто делает звучание высоких менее «оскорбительными», смягчая их.
Следующие термины описывают качественные высокие частоты в порядке возрастания их значимости:
smooth – мягкие, гладкие;
sweet – благозвучные, мелодичные;
soft – мягкие, без напора;
silky – мягкие, бархатистые;
gentle – нежные, ласковые;
liquid – плавные;
lush – насыщенные.
Высокие становятся чрезмерно гладкими (very smooth): мы говорим, что они романтичные, обволакивающие или приторные. Высокие частоты, описываемые как smooth, soft, silky – это хорошие высокие, это мы делаем комплимент системе.
Если высокие rolled-off/рассыпчатые (заваленные по краям спектра) и syrupy/тягучие, то это означает, что компонент выдает высокие несколько однородно. Такое звучание можно назвать «окрашенным».
Окрашенное гораздо лучше воспринимается слушателем, особенно после прослушивания ярких и зернистых высоких, но окрашенные/заваленные высокие в конце концов не принесут музыкального удовлетворения. Через некоторое время такая презентация становится пресной, медленной, плотной и лишенной деталей.
Слишком мягкие высокие уменьшают ощущение плавности, воздушности и пространства. Музыка звучит скорее замкнуто, чем открыто и масштабно.
Звуки верхней октавы (10кГц - 20кГц) создают ощущение почти неограниченной протяженности высоких частот, что создает впечатление воздуха, в котором звучит музыка.
⚠️Качественная верхняя октава формирует у слушателя прозрачность музыкальной сцены.
Лучшая презентация высоких частот – это та, которая больше всего похожа на живую музыку. В живой музыке тарелки тоже могут звучать довольно агрессивно, но при этом, тут нет зернистости и синтетичности. В живой музыке нет сухости!
Тоже самое должно быть в воспроизведении вашего сетапа. Высокие должны звучать как неотъемлемая часть презентации, а не как отдельный шум, возвышающийся над ней.
И все же, если компоненты имеют цветную, окрашенную и не совсем плавную подачу высоких, то это гораздо предпочтительнее, чем уклон в сторону яркости и хрупкости.
———————————
Справка.
Диапазоны высоких частот (Гц):
2000 – 3500 Нижние высокие.
3500 – 6000 Средние высокие.
6000 – 10 000 Верхние высокие.
10 000 – 20 000 Верхняя октава.
Средние частоты
Гордон Холт (J. Gordon Holt), основатель журнала Stereophile и отец субъективной оценки аудиооборудования, однажды написал: «Если средние частоты неправильные, то все остальное не имеет значения».
Средние частоты важны по нескольким причинам. Во-первых, основная часть музыкальной энергии и очень важные нижние гармоники большинства музыкальных инструментов сосредоточены именно в средних частотах. Во-вторых, человеческое ухо более чувствительно к средним и к нижним высоким частотам, чем к верхним высоким и басам.
Наиболее чувствительны для человека звуки, находящиеся в диапазоне от 800Гц до 3000Гц. В этих частотах мы чутко ощущаем изменения не только в частотной характеристике, но в громкости звука.
Человек развил остроту слуха в среднечастотном спектре вероятно из-за того, что большинство звуков, которые нас окружали в процессе эволюции: звуки животных, шум листьев и так далее, сосредоточены именно в этом диапазоне.
Среднечастотные искажения, оттенки и окрасы в музыке могут вызывать у нас крайнее раздражение. Громкоговорители с пиками и провалами в средних частотах звучат очень неестественно; средние частоты — это, безусловно, худшее место для недостатков акустических систем.
Мужской вокал наиболее ярко демонстрирует аномалии средних частот, которые описываются сравнениями с гласными звуками. Определенная окраска может оказывать влияние на звук «а-а-а-а-у-у»; более низкочастотная окраска может подчеркивать звуки «о-о-о-о-h-h»; более высокие окрасы могут звучать как «иииии»; другая окраска может привносить звук, похожий на крик совы или заводского гудка (hooty).
Среднечастотные оттенки можно сравнить с разговором или пением сквозь руки, сложенные рупором у рта. Раздвигая руки под разным углом, можно менять окрасы голоса. Часто такого типа искажения слышны в динамиках, которые продаются на массовом рынке.
Короче говоря, если записи мужского голоса звучат монотонно, утомительно и выдают некий резонанс (звонкоголосые оттенки), это, вероятно, является результатом пиков и спадов в среднечастотной характеристике динамиков.
Эти оттенки наиболее заметны в мужском вокале при прослушивании его через один динамик.
Вот термины, которые описывают звучание средних частот с негативной стороны:
peaky – резкие, острые;
colored – окрашенные;
chesty – грудные;
boxy – «как из ящика»;
nasal – носовые;
congested – сжатые;
honky – гудящие;
thick – хриплые.
Грудные/chesty средние имеют низкочастотную окраску, из-за которой вокал звучит так, как будто вокалист простужен. Boxy-средние создают впечатление, будто звук исходит из ящика, а не из открытого пространства. Носовые или гнусавые средние обычно ассоциируются с избытком энергии, который присутствует в узком частотном диапазоне и создают эффект разговора с зажатым носом. Гудящие средние похожи на носовые, но выше по частоте и охватывают более широкий частотный диапазон.
Конструкция акустических систем значительно улучшилась за последние 10 лет и большинство окрасов средних частот, по крайней мере, в динамиках высокого уровня, остались в прошлом. В недорогой акустике окрасы средних сохраняются, хотя они, как правило, малозаметные.
Хочу отметить, что среднечастотные искажения, вызванные резонансом корпусов акустических систем можно обнаружить даже среди недорого хай-энда. Корпус акустики входит в резонанс на определенных нотах (частотах) и выделяет энергию вовне помимо мембраны самого динамика. Этот тип искажения музыкальной картины хорошо слышен при игре фортепиано.
Сами музыкальные инструменты, имеющие корпуса (деки), могут выдавать подобные искажения. Выражение музыкантов, «волчий тон»*, описывает именно это явление.
Корпусные искажения улавливаются слушателем не только в диапазоне средних частот, но и зоне высоких низких частот (Upper Bass 100-250Hz). Проблемы, связанные с вибрацией корпуса, будут рассмотрены подробнее в 7 главе этой книги.
Напоминаю: когда средних частот много, то это дает ощущение близости музыкантов—forward-презентация (об этом мы с вами говорили выше в разделе Общая перспектива (https://t.me/daxxcables/640)). Если же среднечастотной энергии меньше, то презентация (линия рассадки музыкантов/сцена) отодвигается от слушателя.
При выборе акустики выслушивайте все вышеописанные типы искажений средних частот. Тренируйтесь определять окрасы средних в коротких прослушиваниях непосредственно в магазине-салоне.
Упущенные вашим слухом искажения могут «вылезти» дома после нескольких дней эксплуатации купленных громкоговорителей. И это, скорее всего, вас разочарует.
В предыдущем разделе мы рассматривали искажения на средних частотах, которые могут генерировать корпусные громкоговорители.
Хочу отметить, что не только акустика может портить средние, но сами электронные компоненты: источники, усилители, предусилители и пр., могут являться источниками искажений в среднечастотном диапазоне.
Всё сваливать только на акустику неправильно. В последующих главах я разберу эту проблему подробнее.
Важным фактором восприятия средних частот является то, как аппаратурой воспроизводятся инструментальные текстуры.
Текстура – это физическое восприятие слушателем звучания музыкального инструмента. Это скорее некая структура звука, а не его тональность. Ближе всего к понятию текстуры стоит определение тембра.
Словарь Вебстера определяет тембр как качество звука, обусловленное его обертонами; качество тона, характерное для определенного вокала или инструмента. Электронная обработка звука влияет, в основном, на текстуру вокала и текстуру звучания инструмента.
Термин «зернистый», введённый при описании проблем с высокими частотами, может быть применен и при описании средних частот. Зернистость проблемных средних может характеризоваться грубостью инструментальных и вокальных текстур.
Среднечастотные текстуры могут звучать жестко и ломко. Жесткие текстуры заметны в больших объемах вокала: хор звучит стеклянно и синтетически. Эта проблема усугубляется по мере увеличения громкости. Чем громче звучит хор, тем звук становится более жестким и раздражающим.
Пианино тоже может демонстрировать жесткие средние частоты, а более высокие ноты тут могут звучать еще более раздражающе. Когда в средних отсутствуют эти неприятные артефакты, мы говорим, что текстура гладкая и бархатистая.
Еще одна проблема средних частот — это «резкость». Резкость можно охарактеризовать как отсутствие теплоты (тонкость) в купе с твёрдостью в звучании. Саксофон может звучать тонко и пронзительно, он «скрипит» и выступает вперед своей зернистой текстурой.
Резкость может быть вызвана кажущейся тонкостью нижних частот, из-за чего верхние средние частоты становятся слишком заметными. Подобные проблемы со средними и высокими частотами группируются по одни термином «жесткость».
В последующих разделах этой главы рассмотрим такие важные понятия, зависящие от средних частот, как прозрачность, четкость и детализация.
Низкие частоты
Низкие частоты – это аспект воспроизводимого звука, который чаще всего неправильно оценивается и понимается широкой публикой и многими любителями hi-fi.
Распространено мнение, что чем больше баса, тем лучше. Это отражается в рекламе сабвуферов, которая обещает «потрясающие басы», «оглушительные басы», и прочие явления, могущие вызвать «небольшое землетрясение» у вас дома.
Высшим проявлением этой извращенности являются автомобили типа «boom truck», напичканные абсурдным количеством сабвуферов, генерирующих чрезвычайно плохие (монотонные) низкие частоты.
Меломану важно понимать, как сетап производит низкие, оценивать качество баса, а не его количество. Нам нужны не просто физические ощущения, которые дает бас; мы хотим услышать тонкость и нюансы. Нам важно ощутить четкую подачу, отсутствие красок и резкой атаки щипковых акустических басов.
Мы хотим услышать каждую ноту и нюанс в быстрой и сложной игре на басах, а не в беспорядочном рёве. Когда играют Рэй Браун, Стенли Кларк, Джон Патитуччи или Эдди Гомес, - мы хотим знать, что именно они хотят до нас донести. Если басы воспроизводятся плохо, то лучше их вообще не слушать в большом количестве.
Низкие частоты составляют тональную основу музыки и являются её ритмическим якорем. К сожалению, басы являются трудно воспроизводимой частью фонограммы будь то с помощью источника звука, усилителя и акустическими системами. Помещение также оказывает сильное влияние на характер низких частот.
Самой распространённой проблемой с басами является отсутствие четкости тона (pitch definition) или артикуляции (articulation). Эти два термина описывают возможность услышать бас как отдельные ноты, каждая из которых характеризуется атакой, продолжительностью (динамикой), затуханием и определенной высотой (частотой).
Вы должны услышать структуру басов, будь то звучный резонанс смычкового контрабаса или уникальный характер Fender Precision. При правильном воспроизведении низкие частоты содержат удивительное количество деталей.
Когда бас воспроизводится без четкой артикуляции, низкие частоты переходят в глухой рёв, лежащий в основе музыки. Вы слышите низкочастотный контент, но он музыкально не связан с тем, что происходит над ним. Динамические оттенки отдельных инструментов полностью теряются.
В роке, джазе, блюзе, - бас играет важную ритмическую роль! Бас-гитара и ударные, кажется, отстают от остальной музыки, что приводит к замедлению ритма. Более того, удар по бас-бочке, который должен порождать ощущение внезапного удара, скрывается в звучании бас-гитары. Все это портит музыку. Плохие басы могут также негативно влиять на средние частоты.
Вот термины, которые описывают плохо артикулированный бас:
грязный – muddy;
густой – thick;
гулкий – boomy;
раздутый - bloated
толстый – tubby;
мягкий – soft;
жирный – fat;
нагроможденный – congested;
рыхлый – loose;
медленный - slow.
Термины, характеризующие превосходное воспроизведение басов, включают:
тугой – taut;
быстрый – quick;
чистый – clean;
артикулированный – articulate;
динамичный – agile;
плотный – tight;
точный – precise.
Хороший бас можно сравнить туго натянутым батутом. Если же батут провисает, то это плохой бас.
Количество басов в музыкальной картине играет важную роль; если вы ощущаете слишком много басов, то это перегружает музыку. Чрезмерные низкие постоянно напоминают о том, что вы слушаете воспроизведённую фонограмму, а не живую музыку. Подобного рода преизбыток басов описывается как тяжелый.
Если вы слышите мало низких, то звук получается слабым, скудноватым и изношенным. Скудная подача басов лишает музыку ритма и драйва – пропадает полновесное звучание бас-гитары, пропадает глубина, величие контрабаса и виолончели, а оркестр теряет ощущение мощи. Из-за тонкого баса контрабас звучит как виолончель, а виолончель – как альт. Тонкому и постному звучанию не хватает тепла и телесности.
Аудиосистема, обладающая отличной динамикой низких частот, создаёт ощущение внезапного удара и взрывной мощи. Басовый барабан будет выделяться на фоне презентации с поразительной мощью. Если динамический диапазон точно передается сетапом, то вы чувствуете четко выраженную ритмику в музыке. Такой сетап или компонент называется punchy, а саму динамику басов описываем терминами impact (удар) и slam (хлопок, резкий удар).
Связанный с этим аспект – скорость, тоже рассматривается в низких частотах, хотя термин speed кажется для баса несколько неуместным. Низкие частоты, по своей сути, имеют более медленную атаку, чем высокие, что делает данный термин технически некорректным. Но музыкальная разница между «медленными» и «быстрыми» басами существенна. Система с быстрыми и плотными басами обеспечивает гораздо большую ритмическую вовлеченность в музыку.
Внезапный панч бас-бочки имеет важное значение, но не менее важна способность системы воспроизводить и быстрое затухание, то есть, дать окончание ноты. Басовая нота не должна продолжаться после прекращения удара по барабану.
Многие акустические системы накапливают энергию в своих механических конструкциях и слегка излучают её после окончания звучания ноты.
Этот эффект называется overhang или "хвост сигнала" (продолжение вибрации конуса динамика после окончания звучания ноты. Данный эффект присущ, как сабвуферам, так и твиттерам. Уменьшить его можно, добавив в систему демпфирование: увеличить коэффициент демпфирования усилителя, чтобы он лучше управлял конусом динамика. прим. пер.).
Когда это происходит, басы характеризуются как размытые / overhang, барабаны звучат раздуто и медленно. Музыкальная композиция, в которой используется двойные бас-бочки, особенно ярко демонстрирует низкочастотное размытие.
Если два барабана сливаются в единый звук, то, вероятно, в этом виноват эффект overhang. Вы должны слышать удар каждого барабана как отдельные элементы. Аудио компоненты, которые не передают в полной мере внезапное динамическое воздействие басовых инструментов, лишают музыку её мощи и ритмического драйва.
📑R.H.©