Динамика и детализация

Динамика
000photo_2025-01-20_15-24-03.jpg

Динамический диапазон аудиосистемы или отдельного её компонента – это разница в уровне между самым тихим звуком и самым громким, которые воспроизводит система. Эта разница измеряется в децибелах. Динамический диапазон симфонического оркестра составляет около 100 децибел, а диапазон рок-группы всего 10 децибел. 

То есть, сравнивая их фонограммы, можно сказать, что рок-группа играет все время громко (у нее небольшой динамический диапазон), а у оркестра есть и тихие части произведения, и относительно их, очень громкие фрагменты, что оценивается как большой динамический диапазон (сильный перепад уровней громкости). 

Динамика – очень важная составляющая воспроизведения музыки, она вовлекает слушателя и удерживает его своими красками. Большая часть выразительности музыки передаётся динамическим контрастом от пианиссимо (рр) до тройного форте (fff).   У динамики есть два важных аспекта: макродинамика и микродинамика.  

Под макродинамикой понимается общее ощущение слэма (slam/удар низкочастотный), отдачи и мощи фонограммы – например, удары бас-барабана и оркестровые крещендо. Если у системы плохая макродинамика, то мы говорим, что звук сжат/compressed или сдавлен/squashed. 
 
Микродинамика проявляется в меньших масштабах. Она не создает ощущение отдачи/impact, но необходима для формирования реалистичного динамического воспроизведения. 

Микродинамика описывает уточенную структуру музыки: атаку звука треугольника, щипок струны или шелест маракаса в глубине звуковой сцены.  Тут нет большой громкости, но есть тонкая динамическая структура, для воспроизведения которой, необходимо быстродействие аудиосистемы.

Продукты с хорошей динамикой (макро- и микро-) оживляют музыку, придают ей яркость и жизненность. Динамические изменения являются важным средством музыкального самовыражения и основой музыкальной коммуникации между исполнителями и слушателем. 

Некоторые превосходные во многих аспектах аудио компоненты проваливают тест на передачу широкого диапазона динамической контрастности.

Вышеперечисленные аспекты зависят от транзиентной чувствительности (transient response) компонентов системы: способности компонента быстро реагировать на входной сигнал. 

Транзиент – это кратковременный (внезапный) звук, воспроизводимый в основном ударными инструментами, маракасом, ударом молоточка по струне, щипок гитарной струны и пр. Транзиентная чувствительность характеризуется способностью системы точно воспроизводить скорость транзиентов. 

Например, короткий удар по барабану создает форму волны с очень крутым скачком (атака, начало звука) и быстрым затуханием (звук прекращается). Система должна быстро реагировать на изменение формы сигнала: она должна точно передать атаку и вовремя прекратить сигнал. Если этого не происходит, то мы наблюдаем динамическое искажение музыки.

Аудиокомпоненты, описываемые как быстрые/quick/fast, чётко воспроизводят внезапность транзиентов. 

Сетап должен передавать тонкие градации динамического диапазона, а не только громкие и тихие звуки как таковые. По мере того, как уровень громкости музыки меняется (за исключением большинства рок-записей), вы должны слышать плавные изменения уровня громкости, а не резкие скачки.

Ещё один аспект динамики, к которому мы стремимся, — это способность громкого воспроизведения без перегрузки. Многие компоненты, особенно cd-проигрыватели и акустические системы, звучат глухо во время музыкальных кульминаций. 

По мере того, как музыка становится громче, звук делается жестче, тембр затушёвывается и звуковая сцена превращается в неразбериху. Слово «застывший»/congeal точно описывает гомогенизацию инструментальных образов на звуковой сцене. 

Приятное ощущение пространства и фокусировку звуковых объектов, которые можно услышать на умеренной громкости, часто пропадают во время громких пассажей. Это создает ощущение напряжения на музыкальных пиках, что значительно снижает удовольствие от прослушивания.

Если у компонента нет таких проблем, мы говорим, что у него  непринуждённая/effortless динамика.

Детали

Понятие деталей относится к слабым, низкоуровневым аспектам (сигналам) музыкальной фонограммы. Тонкая внутренняя структура тембра инструмента – это один из видов деталей. Этот термин также ассоциируется с кратковременными звуками, сопровождающими атаку на любом уровне, например, издаваемыми ударными инструментами. 

Система воспроизведения звука с хорошим разрешением деталей придает музыке ощущение, что её стало больше. Подбор компонентов сетапа часто может быть компромиссом между плавностью и сглаженностью/smoothness и разрешением деталей (resolution of datail). 

Многие компоненты акцентируют внимание на деталях, придавая переходным (транзиентным) сигналам рельефный/etched характер.  Etch – рельефность, это неприятная жесткость тембра транзиентных (кратковременных) сигналов, которая подчеркивает их заметность. Несмотря на то, что слушателю становится доступным весь рельеф слабых сигналов, это может нагружать мозг и, в итоге, утомить слушателя. Ему захочется вскоре выключить фонограмму.           

Другие компоненты, напротив, сглаживают аналитичность деталей, убирают четкость и не позволяют передать всю полноту информации в записи. Эти компоненты описываются как чрезмерно плавные или с низким разрешением/low resolution.  Они делают музыку более мягкой, удаляя части сигнала, необходимые для реалистичного восприятия музыки. Такого рода компоненты не приковывают внимания аудиофила, и описываются как пресные/bland и неинтересные.

Отсутствие детализации часто является непреднамеренным следствием уменьшения яркости высоких частот или их зернистости. Конструктивные особенности компонента, которые сдерживают агрессивные высокие частоты, также стирают важную музыкальную информацию. Считается, что такие компоненты имеют низкое разрешение. Некоторые слушатели предпочитают такое музыкальное изображение с низким разрешением более естественному воспроизведению. На самом деле, некоторые компоненты разработаны таким образом, чтобы сглаживать детали для более «музыкального» воспроизведения фонограммы. 

На рынке аудиотехники не так много продуктов, которые способны воспроизводить фонограмму достаточно рельефно, с четкой детализацией, но при этом не утомлять слушателя аналитичностью. Старайтесь отбирать продукцию, которая способна «держать» золотую середину между чрезмерной рельефностью и откровенным сваливанием в мягкость и пушистость искусственной «музыкальности».

📑R.H.©

Комментарии
Отзывов еще никто не оставлял
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 ₽
1 шт.
Перейти в корзину
Яндекс.Метрика