Динамика
Динамический диапазон аудиосистемы или отдельного её компонента – это разница в уровне между самым тихим звуком и самым громким, которые воспроизводит система. Эта разница измеряется в децибелах. Динамический диапазон симфонического оркестра составляет около 100 децибел, а диапазон рок-группы всего 10 децибел.
То есть, сравнивая их фонограммы, можно сказать, что рок-группа играет все время громко (у нее небольшой динамический диапазон), а у оркестра есть и тихие части произведения, и относительно их, очень громкие фрагменты, что оценивается как большой динамический диапазон (сильный перепад уровней громкости).
Динамика – очень важная составляющая воспроизведения музыки, она вовлекает слушателя и удерживает его своими красками. Большая часть выразительности музыки передаётся динамическим контрастом от пианиссимо (рр) до тройного форте (fff). У динамики есть два важных аспекта: макродинамика и микродинамика.
Под макродинамикой понимается общее ощущение слэма (slam/удар низкочастотный), отдачи и мощи фонограммы – например, удары бас-барабана и оркестровые крещендо. Если у системы плохая макродинамика, то мы говорим, что звук сжат/compressed или сдавлен/squashed.
Микродинамика проявляется в меньших масштабах. Она не создает ощущение отдачи/impact, но необходима для формирования реалистичного динамического воспроизведения.
Микродинамика описывает уточенную структуру музыки: атаку звука треугольника, щипок струны или шелест маракаса в глубине звуковой сцены. Тут нет большой громкости, но есть тонкая динамическая структура, для воспроизведения которой, необходимо быстродействие аудиосистемы.
Продукты с хорошей динамикой (макро- и микро-) оживляют музыку, придают ей яркость и жизненность. Динамические изменения являются важным средством музыкального самовыражения и основой музыкальной коммуникации между исполнителями и слушателем.
Некоторые превосходные во многих аспектах аудио компоненты проваливают тест на передачу широкого диапазона динамической контрастности.
Вышеперечисленные аспекты зависят от транзиентной чувствительности (transient response) компонентов системы: способности компонента быстро реагировать на входной сигнал.
Транзиент – это кратковременный (внезапный) звук, воспроизводимый в основном ударными инструментами, маракасом, ударом молоточка по струне, щипок гитарной струны и пр. Транзиентная чувствительность характеризуется способностью системы точно воспроизводить скорость транзиентов.
Например, короткий удар по барабану создает форму волны с очень крутым скачком (атака, начало звука) и быстрым затуханием (звук прекращается). Система должна быстро реагировать на изменение формы сигнала: она должна точно передать атаку и вовремя прекратить сигнал. Если этого не происходит, то мы наблюдаем динамическое искажение музыки.
Аудиокомпоненты, описываемые как быстрые/quick/fast, чётко воспроизводят внезапность транзиентов.
Сетап должен передавать тонкие градации динамического диапазона, а не только громкие и тихие звуки как таковые. По мере того, как уровень громкости музыки меняется (за исключением большинства рок-записей), вы должны слышать плавные изменения уровня громкости, а не резкие скачки.
Ещё один аспект динамики, к которому мы стремимся, — это способность громкого воспроизведения без перегрузки. Многие компоненты, особенно cd-проигрыватели и акустические системы, звучат глухо во время музыкальных кульминаций.
По мере того, как музыка становится громче, звук делается жестче, тембр затушёвывается и звуковая сцена превращается в неразбериху. Слово «застывший»/congeal точно описывает гомогенизацию инструментальных образов на звуковой сцене.
Приятное ощущение пространства и фокусировку звуковых объектов, которые можно услышать на умеренной громкости, часто пропадают во время громких пассажей. Это создает ощущение напряжения на музыкальных пиках, что значительно снижает удовольствие от прослушивания.
Если у компонента нет таких проблем, мы говорим, что у него непринуждённая/effortless динамика.
📑R.H.©