Для правильной оценки звука мы учимся слушать аудио компоненты аналитически, включая критическое мышление и отключая настрой на получение удовольствия от прослушивания. Слушаем, анализируем, выдаем свою субъективную оценку звука!
Для передачи полученной информации о звуковой картине и качестве звучания компонента нам необходимы термины и понятия, которые будут понятны другим пользователям и будут нам же полезны при чтении статей из аудиофильских журналов.
В этой части главы, я буду знакомить вас с общепринятыми терминами, которые дают возможность аудиофилам понимать друг друга. Начнем с самого простого: описания частотного диапазона, в котором мы с вами будем работаем.
Диапазон человеческого слуха охватывает 10 областей (октав), которые начинаются с 16Гц и заканчиваются примерно на 20 000Гц. Опишем словами эти частотные диапазоны (в Герцах):
Frequency Range Description
16 – 40 Deep Bass. Нижний бас.
40 – 100 Midbass. Средний бас.
100 – 250 Upper Bass. Верхний бас.
250 – 500 Lower Midrange. Нижняя средина.
500 – 1000 Midrange (Middle). Центр. середина.
1000 – 2000 Upper Midrange. Верхняя середина.
2000 – 3500 Lower Treble. Нижние высокие.
3500 – 6000 Middle Treble. Средние высокие.
6000 – 10 000 Upper Treble. Верхние высокие.
10 000 – 20 000 Top Octave. Верхняя октава.
Обратите внимание, что эти деления несколько произвольны: вы не можете точно сказать, что нижние верхи начинаются именно с 2000Гц, а не 2500Гц. Тем не менее, таблица дает качественное представление о взаимосвязи между диапазонами частот и описательной терминологией, которой мы будем придерживаться далее.
📑R.H.©
*На фото вверху привожу несколько другую таблицу, но смысл не меняется.
_________________________
Тональный баланс
Первое, на что следует обратить внимание при воспроизведении музыки, это общий тональный баланс. Насколько хорошо сбалансированы высокие, средние и низкие частоты?
Если кажется, что высоких частот слишком много, то мы называет презентацию «яркой». Если высоки слишком мало, то звук описывается как «глухой».
Презентация «тяжелая» или «увесистая», если басы заглушают остальную музыку. Если слышим мало басов, то говорим, что музыкальный фрагмент «легкий», «постный» или «тонкий» с наклоном вверх.
Тональный баланс аудио продукта больше всего влияет на конечный вердикт оценки сетапа.
——————
Англо-Русский Словарь / Тональный баланс – это ощущение естественного соотношения между низкими, средними и высокими звуковыми частотами при прослушивании музыкальной программы, а также наличие или отсутствие выраженной окраски в какой-либо области звуковых частот.
📑R.H.©
Глава3. Как стать хорошим слушателем? Раздел 3.
Следующий раздел: Overall Perspective. Общая перспектива.
*На рисунке вверху:
Cлишком много баса: Loss of Clarity - потеря прозрачности;
Недостаточно баса: Weak Mix - слабый (тонкий) микс;
Слишком много средних: Muddy Mix- грязноватый микс;
Недостаточно средних: Hollow Sound-пустотелый звук;
Слишком много высоких: Harsh Mix-жесткий микс;
Недостаточно высоких: Muffled Sound-приглушенный звук.