Автор: Флойд Тул
В начале своей карьеры я осознал некоторые фундаментальные истины о роли науки в воспроизведении и записи музыки. Наука и технологии позволили нам наслаждаться эмоциями и эстетикой музыки, когда бы и где бы ни возникало у нас настроение её послушать. Музыка – это искусство в чистом виде. Композиторы, музыканты и создатели музыкальных инструментов – это художники и ремесленники. Благодаря их мастерству и умению мы с благодарностью воспринимаем музыку, которая создает и изменяет настроение, побуждает нас петь и танцевать, и которые формируют важную нить наших воспоминаний. Музыка -это часть каждого из нас и нашей жизни.
Однако, несмотря на свои многочисленные возможности, наука не может описать музыку. Нет ничего документального, кроме грубых нот и символов на нотном листе. Наука не располагает измерениями, позволяющими оценить выразительные элементы мелодии. Невозможно технически описать, почему так нравится голос знаменитого тенора или почему звучание старинных кремонских скрипок используется в качестве эталона. Наука не может с помощью измерений отличить сладкозвучные качества трубных интонаций, издаваемых мастером, от тех, которые издает студент-музыкант, просто попадающий по нотам. Эти различия определяются на слух, субъективно.
Много научных усилий было потрачено на то, чтобы понять как музыкальные инструменты извлекают звуки. В результате у нас все лучше получается имитировать желаемые аспекты воспроизведения превосходных инструментов в изделиях, которые стоят гораздо дешевле и даже точно воспроизводить их в электронном синтезе. Однако, определение, что является эстетически приятным, по-прежнему прочно основано на субъективизме.
Важно проводить различие между живой игрой музыки (реального события) и последующим техническим воспроизведением этого музыкального события аудиосистемой. Субъективность – это единственное мерило привлекательности музыкального события. У разных людей оценки могут быть разными. Анализ музыки включает в себя такие аспекты, как мелодия, гармония, лирика, ритм, качество звучания инструментов, музыкальность и так далее.
Студия звукозаписи и звукорежиссер – это еще один важный вклад в развитие музыкального искусства. Многочисленные электронные манипуляции и стереомикширование, используемые для создания окончательного варианта записи музыки, оцениваются режиссером субъективно, исходя из того, отражает ли окончательный вариант замысел исполнителей, и конечно же, насколько эта запись может понравится потребителям.
Необходимо понять в какой степени среднестатистическая аудиосистема способствует достижению желаемой цели. Проблема заключается в том, что нас, слушателей, не было в студии записи в момент окончательного микширования. Мы не знаем, что услышали создатели (и насколько они сумели угадать наши предпочтения). Все что у нас есть, — это наше собственное мнение о том, что именно нравится нам в записи, а что нет. Причём, у каждого из нас своя конструкция аудиосистемы. Если нам что-то не нравится в записи, то мы не знаем кого или что винить. На аудиосистему, на самом деле, возлагают больше ответственности за качество воспроизведения музыки, чем ей положено.
При оценке аудиопродукции терминология, подходящая для описания звучания треков либо недостаточна, либо не совсем уместна. Необходим другой словарь. Большинству меломанов и аудиофилов не хватает этого специального аппарата для критического прослушивания фонограмм и, как следствие, искусство смешивается с техникой. В субъективных обзорах оборудования техника часто наделяется музыкальными атрибутами и возможностями. Некоторые компоненты описываются как способные благозвучно дополнять записи, а другие – наоборот.
Это правда, что технические характеристики компонентов должны отражаться в музыкальном исполнении, но технические характеристики фиксированы, а музыка бесконечно изменчива. Следовательно, результат этих взаимодействий непредсказуем. Это не способствует нашим усилиям по исследованию и улучшению воспроизведения звука.
Продолжение следует
Sound Reproduction by Floyd Toole©️
Наука, психоакустика и музыкальные инструменты
Слепое тестирование в аудио индустрии общеизвестный метод. Тестируются аудиокомпоненты, в том числе и акустические системы с применением ротационных механизмов, которые позволяют за несколько секунд поменять колонки в комнате прослушивания, устанавливая их на одно и тоже место. Но тестирование музыкальных инструментов, это редкость.
В 2014 году Фрицем (и соавторами) была опубликована статья, где были представлены результаты тщательного слепого тестирования шести старинных итальянских скрипок (в том числе пяти скрипок Страдивари). 
Участники были профессиональными музыкантами, а оценки инструментов проводились в двух местах: в репетиционном зале и в небольшом концертном зале. Музыкантов просили выбрать скрипку взамен их собственной для гипотетических гастролей.
Шесть из 10 солистов выбрали современные скрипки. В индивидуальном рейтинге скрипок 4 раза выбиралась определенная современная скрипка, три раза – одна и таже скрипка Страдивари и по одному разу две различные современные скрипки и одна скрипка Страдивари.
Среди отвергнутых солистами скрипок, современные инструменты получили преимущество по сравнению со старинными в соотношении 6:1. Таким образом, для 10 исполнителей, семеро из которых играют на собственных старинных итальянских скрипках, современные, гораздо менее дорогие инструменты оказались очень привлекательными.
Касаясь совершенно другой, но связанной с тестированием темой, Цай (Tsai, 2013) проверил популярное мнение о том, что «звук является наиболее важным источником информации при оценке музыки».
Он обнаружил, что как начинающие, так и профессиональные музыканты смогли определить победителей конкурсов живой музыки, когда просматривали видеозапись мероприятия с отключенным звуком, а не только когда слушали исполнение без видео или прослушивали его с видео рядом.
Было обнаружено, что при оценке музыкальных исполнений преобладает визуальное воздействие жестов музыкантов, а не звуковое сопровождение.
Неудивительно, что визуальная эстетика акустической системы предопределяет нашу реакцию на её звучание.
Sound Reproduction by Floyd Toole©️
----------------
Флойд Тул (Floyd Toole) был научным сотрудником Национального Исследовательского Совета Канады, а в последнее время - корпоративным вице-президентом по акустической инженерии в Harman International. Сейчас он на пенсии и работает консультантом в Harman.
Награжден серебряной и золотой медалью Американского Общества Аудиоинженеров (AES), а также наградами за достижения от CEDIA и ALMA International. Флойд Тул является членом AES, Американского Акустического Общества и CEDIA и включен в Зал Славы Потребительских Технологий.
🟡Читайте больше на нашем канале в Телеграм
