Правильное расположение акустических громкоговорителей в вашей комнате имеет очень важное значение для достижения хорошего звучания и, соответственно, высшей степени удовольствия от прослушивания музыкальных произведений.
Расположение динамиков влияет на тональный баланс, количество и качество низких частот, ширину и глубину звуковой сцены (https://t.me/daxxcables/659), чёткость средних частот, артикуляцию и визуализацию музыкальных образов.
Правильные места, на которых стоит акустическая система, это ваш ключ к гармонической интеграции в звучание сетапа и полного раскрытия его потенциала.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, давайте коротко рассмотрим шесть основных факторов, которые влияют на изменение звучания динамиков в зависимости от его расположения.
1. Слушатель и динамики на плане комнаты должны обязательно образовывать треугольник; без это базовой настройки вы никогда не услышите звуковую сцену, визуализация исчезнет.
2. Близость громкоговорителей к стенам комнаты влияет на уровень басов. Чем ближе динамики к стенам и углам, тем громче басы.
3. Расположение акустической системы влияет на проявление резонансных режимов помещения. Режимы комнатного резонанса — это усиление слышимости определенных частот, которое может придавать звучанию неестественную гулкость. Когда резонанс менее слышим, слушатель ощущает более четкие басы и средние частоты.
4. Чем дальше от стен отстоит акустическая система, тем выше качество звучания, особенно ощущение глубины звуковой сцены.
5. Уровень расположения (высота на уровнем пола) твитеров и среднечастотных динамиков имеет значение и влияет на тональный баланс.
6.Разворот динамиков под определенным углом вовнутрь к слушателю влияет на тональный баланс, громкость, ширину звуковой сцены и фокусировку звуковых образов.
1. Кресло слушателя и колонки. Осмелюсь несколько сократить авторский текст и выдать самое главное: кресло и динамики очерчивают треугольник.
Слушатель находится точно между колонками для формирования четко выраженной звуковой сцены. Кресло находится на чуть большем расстоянии от каждой колонки, чем расстояние между колонками. То есть имеем равнобедренный треугольник (см. рисунок из книги).
Это самое правильное место, которое называется Sweet Spot (оптимальная позиция). Если отклонится чуть вправо, то звуковая сцена сконцентрируется у правого динамика, и наоборот. Различные акустические системы по-разному формируют фокус сцены и могут быть более «широкими», то есть формирующими звуковую сцену в более широком пространстве вокруг кресла (более широкий Sweet Spot).
Чем дальше друг от друга отстоят колонки, тем шире звуковая сцена (при неизменном положении кресла), но, при этом, центр фокусировки образов становится более размытым. Если слишком далеко отставить громкоговорители друг от друга, то можно вовсе размыть центральное изображение. Слишком близко расположенные колонки уменьшат ширину звуковой сцены. Экспериментируйте, двигая кресло вперед и назад для определения оптимального угла обзора («поймайте фокус»).
Насколько далеко можно отодвигать кресло? Все зависит от размеров комнаты. Чем ближе вы сидите к акустической системе, тем более чёткой и непосредственней будет звуковая картина.
Чем дальше вы отодвигаетесь, тем больше отраженного звука вы услышите, и акустические характеристики помещения начнут влиять на картину, звук станет более объемным. Отдаленность кресла от динамиков влияет также на тембральный баланс. Для некоторых громкоговорителей требуется значительное расстояние между собой и слушателем, чтобы обеспечить набольшую эффективность работы динамиков.
2.Чем ближе к стене, тем больше баса. Стены комнаты прослушивания оказывают большое влияние на общий тональный баланс музыкального трека, воспроизводимого акустической системой.
Если колонка стоит близко к стене, то низкие частоты усиливаются (room gain), восприятие музыки становится более весомым. Некоторые громкоговорители спроектированы так, чтобы располагаться (задней стенкой корпуса) близко к стене помещения; это необходимо для формирования естественного тонального баланса.
Если расположить такую АС подальше от стены, то звучание станет тонким (thin). Другие конструкции акустических систем, наоборот, могут звучать тяжело, если расстояние от задней стенки корпуса до стены комнаты менее 3 дюймов. Убедитесь, какой тип АС вы покупаете для своей комнаты, если пространство ограничено.
Когда колонка стоит у стены, излучаемые ею низкие частоты отражаются от стены и направляются к слушателю. Усиление происходит из-за совпадения по фазе отраженного и прямого баса. Вверху на графике показаны две частотные характеристики громкоговорителя: одна измерена в безэховой/anechoic акустической камере (помещение без отражения звуковых волн), вторая измерена в обычной комнате.
Как видно из графика, обычная комната ощутимо усиливает низкочастотный спектр, воспроизводимый акустической системой. Каждая поверхность, расположенная рядом с АС (пол, задняя и боковая стены), увеличивает мощность низких частот. Чем ближе к углам комнаты расположены динамики, тем сильнее басы вы будете ощущать.
Расстояние от корпуса акустической системы до задней и боковой стены комнаты имеет значение. Правильное расположение динамика позволяет не только улучшить низкие частоты, дополнить их энергию, но и избежать пиков и провалов в частотной характеристике (окрашивание звучания).
На первом графике показана реакция колонки, расположенной на равном расстоянии от задней и боковой стены. Синяя стрелка показывает провал на 10дБ при частоте около 200Гц, а красная указывает на пик при 60Гц. В результате этих «качелей», мы получаем более громкие низкие частоты, а средние – менее насыщенные.
Если изменить соотношение зазоров, и сделать расстояния между задней и боковой стенами различными, то мы получим плавную частотную характеристику, изображенную на нижнем графике.
Эмпирическое правило: задний и боковой зазоры должны отличаться друг от друга на более чем 33%. Например, если колонка отстоит от боковой стены на 30 см, то от задней стены стены она должна быть на расстоянии не менее 40см.
Многие производители АС указывают в спецификации правильные расстояния между боковыми и задними стенами помещения и корпусами динамиков. Для начала следуйте инструкции производителя, а потом экспериментируйте.
Звуковые волны, отраженные от боковых стен комнаты, портят звуковую картину и тональный баланс. Чем ближе колонка стоит к боковой стене, тем больше амплитуда отраженных волн. Для уменьшения боковой отдачи, отдалите колонки от боковых стен или установите стеновые демпфирующие материалы.
3. Продолжаем двигать колонки и диван по комнате, слушая трек с большим количеством баса...
Правильная установка динамиков по отношению к стенам комнаты, не только может улучшить и усилить низкие частоты, но и понизить влияние резонансных явлений, возникающих при отражении звуковых волн от стен и прочих поверхностей комнаты.
Резонанс может породить стоячую волну, которая возникает при отражении звуковой волны определенной частоты от параллельных поверхностей. Такими поверхностями могут быть стены вашей комнаты. Прямая звуковая волна, вышедшая из вашего динамика, достигнув стены, отражается в обратном направлении и, при определенных условиях, может совпасть по фазе с прямой волной, идущей навстречу.
Возникает резонанс – усиление громкости определенной частоты в определенном месте комнаты. Это нарушает гармонию тонального баланса в этом конкретном месте. С этим нежелательным явлением надо бороться. Нужно найти такое расположение АС и кресла, чтобы, сидя в этом месте, не оказаться в области резонанса: все частоты в области кресла должны быть сбалансированными.
Стоячие волны возникают чаще всего на частотах 40-300Гц, так как длины волн в этом диапазоне соизмеримы с размерами комнаты: прямой и обратной волнам легче «поймать» друг друга по фазе и войти в резонанс. Изменяя расстояние между источником звука и слушателем, можно выйти из зоны резонанса.
Ещё одно эмпирическое правило: расстояние от колонок до задней стены комнаты, должно составлять 1/3 от всей длины комнаты. Если одна треть слишком много, то попробуйте придвинуть колонки на 1/5 длины комнаты к задней стене.
Отличной идеей является использование специальных тестовых сигналов для оценки звучания низких и средних частот в помещении. Компания Acoustic Science Corporation разработала тестовый сигнал музыкальной артикуляции (MATT). Этот сигнал представляет собой серию звуковых всплесков, частота которых повышается, с паузами между ними. В идеале вы должны слышать всплески и паузы как отдельные события.
При прослушивании MATT в наушниках или при близком расположении уха к динамику, каждый звук четко артикулируется. Но если, слушать этот сигнал в комнате, сидя на отдалении от акустики, то можно услышать размытость и изменение звучания определенных частот. Это есть результат резонансного режима вашей комнаты.
Перемещая источник звука и кресло слушателя, можно легко «поймать», слушая MATT, оптимальную точку, в которой ваша акустическая система работает лучше всего. Данный сигнал доступен на тестовом компакт-диске Stereophile 2, к которому прилагается подробная инструкция.
На рынке существует достаточные количество компьютерных программ, которые, запросив размеры вашей комнаты и точек расположения колонок, покажут на дисплее оптимальную конфигурацию для прослушивания.
4. Качество звуковой сцены зависит от зазора между колонками и задней стеной комнаты. Как правило, чем дальше акустическая система отстоит от задней стены, тем глубже звуковая сцена.
Если громкоговорители стоят близко, то редко получается создать объёмную сцену. К сожалению, во многих жилых комнатах мало пространства, и выдвинуть акустику вперед не получается.
В таком случае, сделайте заднюю стену звукопоглощающей при помощи специальных панелей. Речь о них пойдет в следующих параграфах текущей главы.
5. Большинство акустических систем выдают различный частотный диапазон в зависимости то высоты расположения твитеров и среднечастотных динамиков над полом комнаты. Если уши слушателя и твитеры расположены на одном уровне, то слушатель «получит» максимально возможное количество высоких частот (яркая презентация).
Если сесть на офисное кресло, которое меняет высоту посадки слушателя, то в процессе прослушивания можно легко определить точку (высоту) максимально яркой трансляции высоких частот.
На рынке существуют АС, которые могут транслировать высокие и средние частоты достаточно широко и выдавать одинаковый тональный баланс на разных высотах, но есть и более узконаправленные колонки, у которых тональный баланс заметно изменяется в зависимости от высоты посадки слушателя.
Производители снабжают пользователей информацией о частотных характеристиках акустических систем, зависящих от уровней (высот) прослушивания в своих брошюрах. Более подробно о этом поговорим в 7 главе: устройство корпусных громкоговорителей.
6.Развал-схождение
Разворот колонок по вертикальным осям и направление их фронтальных поверхностей к слушателю, называют toe-in/схождение.
Особых правил, как разворачивать колонки к слушателю, не существует. Все зависит от самих колонок, особенностей комнаты и предпочтений слушателя.
Но все же, несколько аспектов стоит обсудить.
Некоторые конструкции колонок требуют схождения, а есть те, которые играют лучше, если стоят параллельно задней стене. Из предыдущего параграфа мы вынесли информацию, что чёткая направленность АС на уши увеличивает поток высоких и средних частот (к басу это не относится).
Разворот по осям делает тоже самое, он увеличивает яркость фонограммы, фокусировку сцены, но уменьшает объёмность звучания.
Кроме того, количество прямых звуковых волн, достигающих слушателя при схождении больше, а отраженных от стен, - меньше. Когда колонки у вас стоят ровно без разворота, то вы услышите больше отражений и ощутите объёмность, и воздушность звучания в большей степени.
Если же вы желаете погасить энергию боковых отражений, то сделайте схождение, и получите лучший фокус, и более чёткую сцену. Экспериментируйте, все зависит от ваших предпочтений и особенностей ваших колонок и отражения звука в комнате.
Продолжение главы 4 читайте на нашем канале в Телеграмме.